Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга
В воскресенье, накануне знакового и для города, и для всей России дня 14 декабря, многие памятники Петербурга украсились синими ленточками и красными гвоздиками. Синяя ленточка – символ защиты небесной линии Петербурга, тех прекрасных панорам, которыми восхищается весь мир. Горожане уверены, что создатели и хранители Петербурга были бы против строительства четырехсотметровой башни «Охта-центра», которая изуродует панорамы набережных Невы, Дворцовой площади, Марсова поля. О необходимости сохранять небесную линию Петербурга, то есть весь его силуэт, весь архитектурный ансамбль, в начале 1990-х сказал первый почетный гражданин Петербурга академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он предупредил, что небоскребы убьют наш город, лишат его той огромности горизонтального пространства, который открывается взгляду с набережных Невы. Предупреждение не было услышано городскими властями, и сегодня Петербургу угрожает опасность. Комитет Всемирного наследия Юнеско уже предупредил, что в случае строительства небоскреба на Охте наш город будет исключен из реестра Всемирного наследия. Сегодня, хотя официального разрешения на строительство еще нет, стройка в нарушение всех федеральных и городских законов фактически началась. Идет заливка второй сваи, к Новому году будет залито еще три. Молчит, отговариваясь занятостью, прокуратура города, куда еще в октябре поступил протест Росохранкультуры и министра культуры России. Напомним, что на месте предполагаемого небоскреба находятся уникальные археологические памятники средневековья и неолита, которым сегодня грозит разрушение. Акция 13 декабря прошла в формате флеш-моба, через некоторое время все ленточки, прикрепленные к памятникам, были сняты самими инициаторами акции.
Эти четыре архитектора — иностранцы, без творений которых немыслим облик северной столицы. Они создавали Петербург таким, каким мы его знаем. Будучи родом из далекой Италии, великие зодчие все же сделали для России не меньше, чем те деятели искусства, которые здесь родились. Имена Растрелли, Росси, Ринальди, Кваренги навсегда вплетены в нашу историю. Почему же сегодня люди, которые родились и выросли в России, столь безответственно относятся к тому, что с такой заботой строили и хранили предыдущие поколения?
Памятник фотографу был установлен в Петербурге в 2001 году по инициативе историка Сергея Лебедева. Скульптор: Б. А. Петров. Это 2,5-метровая фигура фотографа, который готовящегося к съемке. Персонаж держит раскрытый зонтик, а под треногой, на которой установлен фотоаппарат, спрятался английский бульдог. Именно на Малой Садовой, в доме 3, с начала века и до 1930-х годов располагалось фотоателье. Прообразом для памятника послужил Карл Карлович Булла, запечатлевший виды города, а также известных людей своего времени. Это то, что могут сделать живопись, фотография и наша собственная память : запечатлеть лица, улицы, события. Сделать так, чтобы они не исчезли, не стерлись, не потерялись. Постараемся помнить и беречь то, что у нас есть. Сделаем так, чтобы наш город и в будущем не утратил своей красоты.
Пушкин. Это имя, без сомнения, знакомо каждому русскому человеку. С Петербургом и его окрестностями неразрывно связана биография поэта. Здесь протекала значительная часть его юности, сюда он в зрелости возвращается, здесь, на Мойке 12, находится последняя квартира Пушкина. Образ тогдашней столицы не раз встречается в пушкинских произведениях. Когда заходит речь о нашем городе и его белых ночах, именно строки «Медного всадника» вспоминаются первыми: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла+ На митинге за сохранение Петербурга 10 октября именно этот отрывок из поэмы процитировал А.Кушнер, назвавший двоечниками проектировщиков и строителей Газпром-сити.
Грифоны — в греческой мифологии стражи сокровищ, убивающие своим криком все живое, а также крылатые существа, впряженные в колесницу богини возмездия Немезиды. Однако эти мрачноватые легенды на нашей почве не прижились. В Петербурге грифонов любят, традиционно считая этих бронзовых существ хранителями города. Грифоны у Академии Художеств были отлиты на Колпинском заводе. В начале XX века исчезли с набережной. 1958 году были восстановлены по сохранившимся архивным документам архитекторами И. Н. Бенуа и А. Е. Поляковым. Модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганков, а отливку их в металле произвели в литейной мастерской Академии художеств. Петербуржцы просят хранителей города сберечь его от нависшей над ним опасности.
Сфинксы с набережной у Академии художеств имеют удивительную историю. Они были найдены в ходе раскопок 1820 года и куплены российским писателем и путешественником А. Муравьевым после долгой переписки последнего с русским послом в Константинополе. В Петербург перевезены по личному разрешению Николая I. С большим трудом 46 тонные статуи были переправлены по Средиземному морю на специально высланном за ними корабле, в котором даже пришлось перепилить ряд внутренних балок. Сфинксы плыли почти год. В 1834 году они заняли свои места на пристани, сооруженной по проекту архитектора Тона. На постаментах высекли надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году» Как и грифоны, сфинксы считаются хранителями города. Есть еще один знаковый момент: это уникальные археологические находки, судьба которых тесно переплетена с историей Петербурга. Ленточки, прикрепленные к сфинксам, символизируют надежду на то, что судьба других удивительных находок в устье реки Охты, сегодня оказавшихся под угрозой уничтожения, тоже будет счастливой.
Илья Ефимович Репин, крупный русский художник, часть жизни проживший в Петербурге. Жанровый состав его наследия чрезвычайно широк: принадлежат исторические полотна, портреты, фантастические сюжеты, бытовые зарисовки и пейзажи, в последние годы жизни обратился к религиозной тематике. Широко известны такие его произведения, как «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», а также изображения знаменитых современников художника. И.Е. отличался независимостью политических взглядов и критическим отношением к власти. Ему были небезразличны собственная страна и ее история. Мы уверены, что художник, живи он сегодня, обязательно высказал бы свое отношение к происходящему сегодня на Охтинском пятачке и не остался бы равнодушным к уничтожению памятников истории.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, наш современник, русский филолог, действительный член Академии Наук. Его перу принадлежат фундаментальные работы, посвящённые истории русской культуры. Автор сотен публикаций по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на другие языки. Автор пятисот научных и около шестисот публицистических трудов. Лихачев первый заговорил о «Небесной линии Петербурга». Еще в начале 1980-х в «Огоньке» было напечатано интервью с Лихачевым «Небесная линия» города на Неве», где он высказался о невозможности разрыва горизонтального городского ландшафта вертикалями современных небоскребов. По мнению Лихачева, законченный архитектурный облик Петербурга естественным образом дополняют шпили Адмиралтейства, Петропавловской крепости и старых церквей. В свое время Лихачев первым поднял голос против сооружения в устье Невы «Башни Петра Великого» высотой 120 метров, и к его голосу прислушались и эксперты, и общественность.
Петр (царь-плотник) — копия работы скульптора Л.А. Бернштама, установленной в 1910 году, но переплавленной после революции. Вновь этот памятник украсил набережную в 1996. Точно такой же памятник русскому императору был установлен в Голландии в 1911 году. Петр I — царь-реформатор, создатель Петербурга, строго регламентировал внешний вид и расположение каждого здания в строящейся столице. Он хотел видеть Петербург Северной Венецией, не уступающей по красоте знаменитому итальянскому городу. Вряд ли ему понравилось то, что городские чиновники и бизнесмены хотят сделать с нашим городом сегодня. Страшно подумать, что бы с ними случилось, попадись они разгневанному царю под горячую руку...
Лев у Адмиралтейства. В начале XIX века у Адмиралтейства был создан бульвар, который давал возможность горожанам подходить к гранитным пристаням Невы. В 1832 году одну из них — Дворцовую — градостроители украсили фигурами львов и вазами. Наши стражи набережной были вычеканены из листовой меди в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге по проекту А. Готмана. В качестве моделей для литья использовали гипсовые слепки с флорентийских львов, которые находятся в Академии Художеств. Чугунные пьедесталы Адмиралтейских хранителей отлиты на этом же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя. Во время войны фигуры львов не закрывали, и они сильно пострадали от бомбежек, но, тем не менее, пережили войну, однако стали жертвами наших современников. Точно также, как может стать жертвой чьих-то амбиций исторический облик центра Петербурга. Львов отремонтировали и вернули на прежнее место — сторожить город. Получится ли так же легко устранить повреждения, которые готовы нанести архитектурному ансамблю города современные геростраты?
Банковский мост, спроектированный инженером Вильгельмом фон Треттером — одна из достопримечательностей нашего прекрасного города. Особую известность мосту принесли угловые скульптуры грифонов работы П. П. Соколова. Перед нами еще один пример того, как меняются легенды под небом Петербурга. Изначально суровые мифологические существа, стерегущие золото, они превратились в стражей северной столицы. Среди горожан существует поверье: если встать на мосту между грифонами и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Сегодня крылатые жители Банковского моста украсились синей ленточкой. Мы загадали свое желание — одно на всех. Мы очень хотим, чтобы наш город оставался таким же прекрасным, каким мы его знаем и помним...
Объявления
20 апреля 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 20 апреля в 13.00 !
10 марта 2024 г.
Фестиваль в защиту ВНИИБа «Бумажная весна»!в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 9 марта в 13.00 !
Зданию ВНИИБ угрожает все более реальная опасность сноса, поэтому 10 марта жители окрестных улиц, неравнодушные к сохранению культуры и истории, устраивают фестиваль, посвященный зданию и его эпохе. Приглашаем вас принять участие и помочь сохранить ВНИИБ!
Телеграм-канал фестиваля — https://t.me/vesna_vniib
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»