Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга

Комплекс зданий Варшавского вокзала.

В 2012 году развернулась расчистка обширной территории за Варшавским вокзалом под масштабное новое строительство. Под вопросом оказалась судьба находящихся там объектов культурного наследия, железнодорожного музея, а также старинных зданий пакгаузов и другой исторической застройки.
Историко-культурная экспертиза ВООПИиК признала имеющими ценность 12 объектов комплекса зданий Варшавского вокзала. Первое из них — здание электростанции — стало памятником регионального значения в июле 2013 года.
К сожалению, одно из ценных исторических объектов — пакгауз №2 — был разрушен по заказу компании «Адамант» весной 2013 года, до присвоения ему охранного статуса.
Исторические здания, попавшие на территорию застройщика, «ЛенСпецСму», и не вошедшие в список памятников, были безжалостно уничтожены в 2014-2015 г.г.

Обзор ситуации на осень 2012 года:


Мы попытались отметить на «Яндекс.Панораме» наиболее примечательные, по нашему мнению, исторические здания, которые там находились по состоянию на осень 2012 года.
Зеленый цвет — объекты культурного наследия, находящиеся под охраной КГИОП. Синяя поперечная линия — граница охранной зоны ЗРЗ 2, на территории которой охраняются все здания постройки до 1917го года.
Красным выделены объекты, не имевшие на осень 2012 года никакого охранного статуса, а значит, находившиеся под потенциальной угрозой сноса:

К сожалению, в охранной зоне находится только сравнительно небольшая часть местности, прилегающая к Обводному каналу. На фрагменте из RGIS охранная зона ЗРЗ синей штриховкой.
К югу охраняются только отдельные объекты культурного наследия — они отмечены оранжевым цветом:

Северо-восточная группа зданий


К востоку от вокзала, ближе к Обводному каналу, находится группа зданий в основном жилого или конторского назначения:
Вновь выявленный объект культурного наследия «Служебное здание в составе Комплекса построек Варшавского вокзала»
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 116а, литера А.
По данным сайта Citywalls.RU, это бывший Дом попечительства о народной трезвости.
В советское время здесь была Дорожная поликлиника ОЖД, сейчас дом принадлежит Воскресенской церкви.

Вновь выявленный объект культурного наследия «Жилой дом (деревянный двухэтажный) в составе Комплекса построек Варшавского вокзала»
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 110 (по др. данным, дом 116 корпус 2)
По данным на середину апреля 2012 года дом был полностью расселен.
Хотя здание и имеет охранный статус, как всякая не имеющая постоянного пользователя деревянная постройка оно оказалось под серьезной угрозой гибели от пожара.
Обсуждение в ЖЖ save_sp_burg: Обводный 116. угроза уничтожения памятника! >>

Вновь выявленный объект культурного наследия «Служебное здание в составе Комплекса построек Варшавского вокзала»
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес участок ж/д 'Варшавский вокзал-М.Митрофаньевская ул.', литера Л.
В настоящее время не эксплуатируется.
Предположительно, здание находится на территории, принадлежащей сейчас ходингу «Эталон» («ЛенСпецСму»).

Фото с сайта Citywalls.RU

Неохраняемое историческое здание. Нежилое. Очевидно, серьезно перестроено в советское время.
Адрес наб. Обводного канала, дом 114, корпус 2, литера А.
Находится в зоне ЗРЗ 2, и демонтаж его возможен по закону только в случае «необратимой аварийности».
Предположительно занято отделением милиции.

Фото с сайта Citywalls.RU

Неохраняемое жилое здание. Возможно, расселено.
Адрес наб. Обводного канала, дом 114, корпус 3, литера А.
Находится в зоне ЗРЗ 2. Предположительно, может быть построено до 1917 года, и, в этом случае, демонтаж его возможен по закону только в случае «необратимой аварийности».
Внешне ничего примечательного не представляет.

Фото с сайта Citywalls.RU

Бывшие товарные пакгаузы


К югу от предыдущего участка располагались пакгаузы, которые к 2012 году уже частично лежли в руинах, однако имели довольно выразительные торцевые фасады. Ранее три из них были вновь выявленными объектами культурного наследия, но потом под охраной остался только один, самый дальний.
Бывший вновь выявленный объект культурного наследия «Здание пакгауза в составе Комплекса построек Варшавского вокзала» (рег. номер 243.2)
1870-1880-е годы(?); конец 1900-х -1910-е годы, перестройка;
авторы не установлены (ранее датировка по списку: 1852-1853, автором считался К.А.Скаржинский).
Адрес наб. Обводного канала, дом 118, корпус 4, лит. Г6
Снят с охраны приказом КГИОП от 22 июня 2007 г. N 8-103 на основании заключения ООО «АРС» (рег. N 3-4075 от 31.05.2007, согласована КГИОП 08.06.2007)

Фото с сайта Citywalls.RU

Update. Снесен к маю 2014 года.

Бывший вновь выявленный объект культурного наследия «Здание пакгауза в составе Комплекса построек Варшавского вокзала» (рег. номер 243.3)
конец 1900-х -1910-е годов, автор не установлен.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118, корпус 5, лит. Г5
Снят с охраны приказом КГИОП от 22 июня 2007 г. N 8-103 на основании заключения ООО «АРС» (рег. N 3-4075 от 31.05.2007, согласована КГИОП 08.06.2007)

Из всех пакгаузов к началу 2013 года находился в наилучшем состоянии. Собственник — УК «Адамант-Недвижимость» — сдавал его в аренду.
Фото с сайта Citywalls.RU

Update. 30 марта 2013 года пакгауз был снесен, за исключением отдельных фрагментов боковых стен.

Неохраняемое здание пакгауза
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Серьезно перестроено в советское время, но сохранило примечательный южный торец с интересным щипцом.

Здание снято с кадастрового учета, и официальный адрес его не установлен.
Северная часть, переделанная до неузнаваемости, была разрушена между серединой 2010го и серединой 2011го года.
Предположительно во второй половине 2011 года подверглась разрушению и южная половина.
К весне 2012 года пакгауз уже находился в руинах и без крыши почти на всем протяжении.
Территория принадлежит ходингу «Эталон» («ЛенСпецСму»).

Update. В начале января 2013 года пакгауз снесен, за исключением торцевой части, которую первоначально предполагалось сохранить и встроить в новое здание. Однако впоследствии «ЛенСпецСму» уничтожило и этот фрагмент.

Электростанция (бывш. «механический цех») и т.н. «малярная мастерская»



Эти здания оказались под угрозой не из-за аппетитов застройщиков, а в связи с планами по пробивке продолжения Новоизмайловского проспекта (трасса которого, помимо прочего, «попадает» и на территорию бывшего Митрофаньевского кладбища).
На фрагменте из RGIS 2012го года широкие серые полосы — это зоны дорожной сети по ПЗЗ и Генплану; красным выделены попавшие в эти зоны исторические здания:
Бывший вновь выявленный объект культурного наследия «Малярная мастерская в составе Комплекса построек Варшавского вокзала» (рег. номер 243.6)
1850-е годы (?); конец 1900-х — 1910-е годы, расширение; середина — 2-я половина XX века, перестройки; авторы не установлены.
Адрес участок ж/д 'Варшавский вокзал-М.Митрофаньевская ул.', литера А
Снят с охраны приказом КГИОП от 22 июня 2007 г. N 8-103 на основании заключения ООО «АРС» (рег. N 3-4075 от 31.05.2007, согласована КГИОП 08.06.2007)

Фото с сайта Citywalls.RU

Update.Здание снесено компанией «Размах» в феврале 2014 года.

Здание электростанции (бывший вновь выявленный объект культурного наследия «Здание механического цеха в составе Комплекса построек Варшавского вокзала» (рег. номер 243.11))
1898-1899 годы; 1910-е годы, расширение; середина — 2-я половина XX века, перестройки; авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, лит. АЕ
Снят с охраны приказом КГИОП от 22 июня 2007 г. N 8-103 на основании заключения ООО «АРС» (рег. N 3-4075 от 31.05.2007, согласована КГИОП 08.06.2007)

Находится в хорошем состоянии, недавно прошло ремонт. Собственник (редкий случай !) решил оспорить результаты экспертизы и вернуть объект под охрану.

Фото с сайта Citywalls.RU

Update.В июле 2013 года по итогам новой экспертизы Петербургского отделения ВООПИиК здание признано объектом культурного наследия регионального значения.


Территория бывшего завода «Подъемник»


Неохраняемая историческая застройка есть и в северо-западной части участка — там тоже есть интересные здания.
Здесь располагались ремонтные мастерские Варшавской железной дороги, на базе которых в начале 30-х годов прошлого века был создан завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова.
В 2000 году завод обанкротился, и на его бывшая территория была занята различными мелкими собственниками и арендаторами.

Под текущий проект жилого строительства холдинга «Эталон» эти здания не попадают.
Здание заводоуправления (рег. номер 243.14)
1890-е годы, автор не установлен.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, литера Х
Снято с охраны приказом КГИОП от 15 сентября 2006 г. N 8-112 на основании заключения ООО «АРС» (рег. N 3-3748 от 06.06.2006)

Южнее бОльшая часть сколько-нибудь примечательных построек имеет охранный статус:
Вновь выявленный объект культурного наследия «Здание склада в составе Комплекса построек Варшавского вокзала»
1901 г. , авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, литера АВ

Вновь выявленный объект культурного наследия «Водонапорная башня в составе Комплекса построек Варшавского вокзала»
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.

Фото с сайта Citywalls.RU

Вновь выявленный объект культурного наследия «Круглое производственное здание в составе Комплекса построек Варшавского вокзала»
Циркульное локомотивное депо.
1858–60 гг., арх. П. О. Сальмонович.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, литера В
Здание отремонтировано, находится в частных руках.

Фото с сайта Citywalls.RU

Вновь выявленный объект культурного наследия «Здание инструментального цеха в составе Комплекса построек Варшавского вокзала»
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес наб. Обводного канала, дом 118а, литера Н

Южная часть территории

Вновь выявленный объект культурного наследия «Вагоноремонтное депо в составе Комплекса построек Варшавского вокзала»
2-я пол. 19 в., авторы не установлены.
Адрес участок ж/д 'Варшавский вокзал-М.Митрофаньевская ул.', литера Б


Фото с сайта Citywalls.RU

Объявления
29 ноября 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 29 ноября в 13.00
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»