Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга

Воскресенский Новодевичий Монастырь
Московский пр., д.100

Последние новости:

Письмо «Живого Города» Начальнику Службы государственного строительного
надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ОРТУ Александру Ивановичу


Компания ЛЭК: «Мы честно говорим всем – да, строительство ведется незаконно
Ответ Губернатора В.И. Матвиенко на Депутатский запрос о правомочности строительства вблизи Монастыря
Депутатский запрос о правомочности строительства вблизи Монастыря

______________________
Обсуждение последних новостей

Письмо от Московского Патриархата Санкт-Петербургской Епархии

Воскресенский Новодевичий Монастырь:
«Сестры и прихожане Воскресенского Новодевичьего монастыря крайне обеспокоены характером ведущейся и планируемой застройки исторической территории комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря, ограниченной Киевской и Черниговской улицами.
К сожалению, уже создан недобрый прецедент произвольного отношения к памятнику федерального значения. За последний год вдоль Киевской улицы вырос целый жилой комплекс, построенный компанией «ЛЭК». Как выяснилось на совещании в Администрации Московского района 14 августа с.г., проектно-сметная документация на данные жилые дома не прошла необходимые согласования, гос.экспертизу проекта, а на сами строительные работы не выдавались соответствующие разрешения. Кроме того, нарушена санитарная охранная зона Новодевичьего кладбища, нормативы по парковочным местам автотранспорта, отсутствует согласование федеральных органов охраны памятников в части соблюдения охранной зоны комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря. Осуществленная проектная высотность зданий 74 м. не обсуждалась на ранее проведенных общественных слушаниях.
Полагаем, что высотность жилых зданий 74 м. при высотности Казанского храма до 20 м, Воскресенского Собора 43 м, проектируемой колокольни 57 м. нарушает традиционные принципы городского зодчества Санкт-Петербурга.
Вызывает опасение характер планируемой застройки с восточной стороны монастыря вместо бадаевских складов (застройщик «Тригранит»). По имеющимся предварительным сведениям высотность администротивно-жилого комплекса составит более 100 м. Планируемая с южной стороны застройка компанией «Адамант» по своей высотности также не соответствует характеру монастырского комплекса, являющегося культурной и архитектурной доминантой данной территории.
На 08 сентября с.г. назначены общественные слушания в Московском районе. Убедительно просим Вас принять участие и защитить комплекс монастыря.
С пожеланием Божией помощи в трудах,
Настоятельница Воскресенского
Новодевичьего монастыря Игумения СОФИЯ»
Сайт Воскресенского Новодевичьего Монастыря

Ответ КГА:


от 20.03.2008
Глубокоуважаемая игумения СОФИЯ!
Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА), рассмотрев Ваше обращение по вопросу ограничений по высотности и плотности застройки на территории, исторически входящей в комплекс «Воскресенского Новодевичьего Монастыря», в части своей компетенции, сообщает.
1. Осуществление градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге основывается на действующем законодательстве, Градостроительном кодексе РФ, Законе Санкт-Петербурга от 22.12.2005г. №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» и Законе Санкт-Петербурга от 12.05.2008 №274-44 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга», постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 № 596 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территории» (с изменениями на 15.05.2007).

При этом, в основе градостроительной деятельности — комплексный подход, с сохранением охранного статуса территорий, в т.ч. историко-культурного, с учетом охранных зон и территорий объектов культурного наследия.
2. «Воскресенский Новодевичий Монастырь» находится в границах разрабатываемой в соответствии с действующим законодательством документации по планировке территории:

— «Проекта планировки территории района «Бадаевские склады» (распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 20.02.2008 № 685 «О принятии решения о подготовке проекта планировки территории, ограниченной Обводным каналом. Витебским направлением железной дороги. Литовским пр.. Московским пр., в Московском районе Санкт-Петербурга») (заказчик Комитет по градостроительству и архитектуре, проектная организация ФГУП «РосНИПИ Урбанистики»);
— «Проекта планировки и проекта межевания территории района «Бадаевский торгово-выставочный комплекс», ограниченной Киевской ул., Черниговской ул., границами функциональной зоны «Д1». в Московском районе Санкт-Петербурга» (распоряжение КГА от 22.02.2008 № 785 «О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории района «Бадаевский торгово-выставочный комплекс», ограниченной Киевской ул., Черниговской ул., границами функциональной зоны «Д1», в Московском районе Санкт-Петербурга» (заказчик ЗАО «Инвест-Строй») (во исполнение п.7 протокола совещания с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга А.И.Вахмистрова и вице-губернатора Санкт- Петербурга А.И. Полукеева от 19.12.2007 №211 «О выполнении «Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между г. Санкт-Петербургом и ООО «ТриГранит» в целях реализации инвестиционного проекта комплексного развития территории преобразования «Бадаевский торгово-выставочный комплекс»),
— с учетом, «Концепции комплексного инвестиционного развития территории «Бадаевский торгово-выставочный комплекс» в Московском районе», одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2005 №1599 (в целях упорядочения и стимулирования инвестиционной деятельности на территории, ограниченной Киевской ул.. Черниговской ул., границами территории Новодевичьего кладбища, границами территории Воскресенского Новодевичьего монастыря, границами территории, ограниченной Киевской ул., д.З, литера Д, границами территории, ограниченной Киевской ул.. д.5, литера А) (ЗАО «Инвест-строй»)
В соответствии с действующим законодательством данная документация по планировке территории, должна быть разработана на основе документации территориального планирования (Генеральном плане Санкт-Петербурга), градостроительном зонировании (Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга/временных регламентах застройки (ВРЗ), действующих градостроительных нормативах (регламентах) и нормативно-технических документах.
3. По вопросу ограничений по высотности и плотности застройки на территории, исторически входящей в комплекс «Воскресенского Новодевичьего Монастыря» (с учетом, испрашиваемых территорий -АО «НИИ Электромаш» и прилегающей территории района «Бадаевские склады», включая реализацию инвестиционного проекта комплексного развития территории преобразования «Бадаевский торгово-выставочный комплекс») обращаем Ваше внимание на следующее.
• Документация по планировке территории должна быть разработана с учетом историко-культурной значимости территории, и непосредственно, объекта культурного наследия «Монастыря Воскресенский Новодевичий», в увязке с прилегающей территорией, в т.ч. района «Бадаевские склады», с формированием единого каркаса планировочной структуры, с учетом создания наиболее оптимальных видовых (панорамных) планировочных диагоналей (лучей) обзора, с учетом общего объемно-планировочного решения территории с определением основных градостроительных узлов и доминант, высотного регламента, характера застройки.
Наиболее подробно остановимся на документации градостроительного зонирования Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга/временных регламентах застройки (ВРЗ) (до введения в действие Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга).
• В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ «градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков .... градостроительные регламенты устанавливаются в т.ч. с учетом требований охраны объектов культурного наследия».
Процедура разработки и утверждения временных регламентов застройки территории в Санкт-Петербурге основана на действующем законодательстве. Градостроительном кодексе РФ. Законе Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 778-116 «О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2004 №973 «Об утверждении временных регламентов застройки земельных участков» (в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2007 № 173 1 «О мероприятиях по подготовке проекта закона Санкт-Петербурга об утверждении Правил землепользования и застройки Саикт-Пеетрбурга» (и приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2007 №1731 «Материалы по обоснованию проекта закона Санкт-Петербурга об утверждении Правил землепользования и застройки Санкт-Пеетрбурга. определяющие параметры высотного регулирования при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Пеетрбурга»).
ВРЗ разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц. в т.ч. правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и содержит сведения о разрешенных видах использования, параметрах земельных участков и расположенных на них объектах капитального строительства, и ограничениях их использования, и устанавливающего, непосредственно, параметры плотности застройки и высотного регулирования на территории Санкт-Петербурга при осуществлении градостроительной деятельности.
Испрашиваемая территория находится в границах ВРЗ 07-0898 (до настоящего времени не утвержден).
• В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.07.2001 №527 ансамбль территории «Воскресенского Новодевичьего Монастыря» (МО-Ф-0003) является памятником истории и культуры федерального значения (МО-Ф-0003). В соответствии с действующим законодательством. Градостроительным кодексом РФ (ст.36, чЛ), действие градостроительного регламента не распространяется «в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ...» и правовой режим принимается в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия, (в т.ч. ФЗ РФ от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») и определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (по согласованию с Росохранкультурой и КГИОП).

Председатель Комитета А.П.Викторов
Баслиская И.Ю. 710-45-40
В заключение, Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга примет все необходимые меры по урегулированию вопросов развития и застройки Санкт-Петербурга, сохранению его исторического облика, и непосредственно, Объекта культурного наследия «Воскресенский Новодевичий Монастырь».

Сайт фирмы застройщика жилого комплекса «Империал»

Экспертное заключение Живого Города

Проанализировав представленные в Законодательное Собрание материалы Правил землепользования, мы так же считаем, что строительство высотных доминант в 73 метра по улице Киевская, дом 3 (Застройщик ООО «ЛЭК V») в зоне регулирования застройки Московского проспекта (зоне ЗРЗ 2-1) в непосредственной близости от памятника федерального значения — комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря является очередной градостроительной ошибкой серьезно искажающей историческую панораму Московского проспекта и предлагаем не закреплять данные показатели в составе высотного регламента ПЗЗ.
Проект ПЗЗ в части разрешенной высоты в 73 метра входит в тяжелое противоречие с проектом охранных зон объектов культурного наследия и режимов этих зон, где сказано:
П. 9.1.2 Доминанты: … утраченные: … колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря, собор Воскресенский (утрачено купольное завершение); церковь Казанская (утрачено купольное завершение); церковь на территории Новодевичьего кладбища (2 церкви). Рекомендуется восстановление доминирующих качеств в окружающей среде.
В отношении Общих требований к зоне ЗРЗ 2 сказано следующее:

4.2 На территории ЗРЗ 2 допускается:
а) комплексная реконструкция кварталов на основании градостроительной документации при соблюдении следующих требований: формирование уличного фронта, соблюдение высотных ограничений застройки;
б) реконструкции отдельных зданий с изменением их габаритов и основных объемно-пространственных характеристик при соблюдении высотных ограничений;
в) строительство новых зданий, строений, сооружений в соответствии с градостроительной документацией и условиями режима;
и) снос (демонтаж) диссонирующих объектов и объектов на территориях с несформировавшейся застройкой (в соответствии с заключением историко-культурной экспертизы).
4.3. На территории ЗРЗ 2 рекомендуются ограничения по высоте, обеспечивающие сохранение исторически ценных градоформирующих объектов, указанных в Приложении 1 (прим. Московский пр. указан в прил. 1 в качестве исторически ценного градоформирующего объекта в п. 1.1.2 «Исторические дороги») к настоящим временным режимам, в том числе:
а) формирование уличного фронта с преобладанием горизонтальных линий в силуэте, высотой не более 28 м, возможны отдельные акценты;
б) необходимость обеспечения визуального превышения уличного фронта над внутриквартальной застройкой: объекты не должны быть видны с открытых городских пространств, но не более 40 м;
в) размещение доминант возможно на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы территорий.

В отношении конкретно Московского проспекта сказано:
П. 2.9.1.2. Особые требования в ЗРЗ 2:
а) допускается проведение работ по завершению общего композиционного решения Московского пр., формирование уличного фронта застройки по высоте – не более 28 м;
б) ограничения по высоте для внутриквартальной застройки:
в зоне 150 м от оси Московского пр. – не более 35 м;
в зоне от 150 до 200 м от оси Московского пр. – не более 40 м.
Таким образом, положение ПЗЗ, допускающее строительство зданий, высотой 73 метра в зоне ЗРЗ 2-1 Московского проспекта входит в недопустимое противоречие с режимами этой зоны даже вне зависимости от близости комплекса Воскресенского Новодевичьего Монастыря. Указанные требования режимов, распространяющиеся на территорию вблизи монастыря, еще более усугубляют эти требования тем, что приписывают сохранение доминирующей роли на этой территории монастырским зданиям. Здания, построенные с нарушением этих режимов заранее становятся диссонирующей застройкой (что красноречиво доказывает фотофиксация их даже в еще не достроенном состоянии), которые в некоторой перспективе подлежат демонтажу.

Необходимо обратиться с предложениями о включении в протокол публичных слушаний следующие предложения:


1. Изъять из части II проекта Правил землепользования и застройки (Схема границ действия градостроительных регламентов в части предельной высоты зданий строений и сооружений– лист 122) в 73 метра, ограничив ее величинами, обоснованными расчетом в соответствии с требованиями проекта режимов зон охраны.
2. Рассмотреть возможность пересмотра проекта строительства комплекса по адресу ул. Киевская, дом 3 для приведения ее в соответствие с режимами зон охраны культурного наследия, а также внесение соответствующих изменений в строящиеся объекты.
Внимательное изучение проекта зон охраны культурного наследия в части территории Новодевичьего Монастыря привело к открытию того печального факта, что столь значительный комплекс культурного наследия федерального значения не имеет собственной охранной зоны и зоны регулирования застройки. Крайне высока вероятность того, что территория застройки комплекса «Империал» как раз находится в зоне как минимум регулирования застройки данного памятника, а то и в его охранной зоне.
Необходимо требовать разработки предусмотренных законом «Об объектах культурного наследия» зон охраны этого памятника.

Необходимо обратить внимание на следующее:

Данный проект разработан и реализуется на территории действующей объединенной зоны регулированной застройки второй категории ОЗРЗ-2.
Неоднократно необходимость разработки новых охранных зон и режимов к ним объяснялось Администрацией города тем, что строительство в существующих зонах объектов культурного наследия не регулируется регламентами этих зон, мол, отсюда и вседозволенность строителей.
Однако это утверждение не соответствует действительности. Согласно приказу КГИОП от 9 сентября 2005 г. № 8-86 проектировщикам и застройщикам объектов в зоне ОЗРЗ-2 выдавались следующие регламенты застройки:
«На основании пункта 2 решения Исполкома Ленгорсовета от 30.12.1988 № 1045 на территорию зоны регулирования застройки второй категории памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга распространено действие режима, установленного Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33.

Согласно пунктам 3.2.1 и 3.2.2 названной Инструкции и Проекту зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга от 1988 года в объединенной зоне регулирования застройки второй категории памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга:
— сохраняются система исторической планировки, сохранившиеся ее фрагменты и ценные элементы ландшафта, закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно-пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов или ландшафта;
— новое строительство в зоне регулирования застройки регламентируется по функциональному назначению, приемам застройки по высоте, протяженности и масштабности зданий, по характеру озеленения, приемам благоустройства и другим показателям, которые устанавливаются в описании режима использования зоны;
— основными ограничениями являются ограничения зданий (строений, сооружений) по высоте и силуэту.

На основании пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предпроектная и проектная документация в части разделов: архитектурное решение, генеральный план и охрана окружающей среды (в части оценки влияния проектируемого объекта в процессе строительства и эксплуатации на сохранность объектов (выявленных объектов) культурного наследия) (в случае если на земельном участке находятся или непосредственно к нему примыкают объекты (выявленные объекты) культурного наследия) подлежит согласованию с КГИОП»
Итак, основными ограничениями для строительства в зоне названы ограничения по силуэту и высоте.
Временным высотным регламентом застройки, утвержденным в 2004 году, данная территория была отнесена к территории 6, что означало, что разрешенная высота строительства устанавливается по месту временным регламентом застройки (ВРЗ). Эта величина должна была быть установлена на основе расчета, исходным требованием которого служило требование «визуального невмешательства» в условия зрительного восприятия памятника объектов культурного наследия. При этом особо должен был исследоваться вопрос о таком невмешательстве при непосредственном примыкании к территории существующих памятников, более того, указано, что:

«закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно-пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов или ландшафта»
Исходя из этого, а так же учитывая, что участок застройки непосредственно примыкает к сразу к двум комплексам культурного наследия (школы и «Дом Пушнины» — выявленные объекты постройки первой половины XX века и Воскресенский Новодевичий Монастырь – памятник федерального значения), новое здание высотой 73 метра в принципе не могло быть ни запроектировано ни согласовано, ни получить разрешения на строительство в установленном законом порядке.

Вывод.

Необходимо установить каким образом застройщик получил право на осуществление проектов таких габаритов и строительство. На слушаниях по ПЗЗ 8 сентября в Московском районе представителем от авторов ПЗЗ Николащенко Б.В. данное строительство было признано еще одной градостроительной ошибкой.

Поскольку данная градостроительная ошибка явилась прямым следствием нарушения законодательства, ее следует квалифицировать как ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Но пока здание еще не построено, ее не поздно исправить.

Слушания о ПЗЗ: В Московском районе обнаружена еще одна градостроительная ошибка

Письмо от Законодательного Собрания на имя Главы Администрации Московского района









О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания.

Соглашение о принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания.

Постановление о проекте комплексного инвестиционного развития территории «Бадаевский торгово-выставочный комплекс» в Московском районе.

Пять лет на посту губернатора

Ведущая: Наталья Костицина
Гость: Валентина Матвиенко
Н. КОСТИЦИНА: Вот, смотрите, безнаказанность приводит к чему. Вы же депутатам Законодательного собрания дали официальный ответ, что высотки, которые у Новодевичьего монастыря, они незаконны. Безнаказанность одних, с нарушением видов Петербурга, привела к тому, что незаконно возводятся высотки.
В. МАТВИЕНКО: Ну, прежде всего, надо сказать, что этот объект еще не прошел до конца Градостроительный совет, не прошел экспертизу. И инспектор Стройнадзора, который осуществлял надзор за этим строительством, он уже просто уволен. Потому что он обязан был сигнализировать об имеющихся там нарушениях. В настоящее время КГА (Комитет по градостроительству) и ведомство Орта разбираются с этим вопросом. И будут приняты необходимые решения по приведению в соответствие с правовым полем. Иногда в чем причина — процессы согласования — таково федеральное законодательство, мы не можем его изменить — процессы согласования строительства того или иного проекта столь длительны, что строители, к сожалению, запараллеливают эти процессы — процесс согласования и процесс строительства. И подчас быстрее построить, чем получить полный пакет согласований. Мы сейчас упрощаем процедуры согласования, регламенты. Не с точки зрения снижения контроля, а чтобы... Ну, так невозможно строить. Ноги все износишь, пока получишь все согласования — федеральных, территориальных и других органов. И вот такие нарушения имеют место. Строители начинают строить, не имея окончательных согласований, имея только разрешение на подготовительные работы и так далее. По данному объекту разбираются сейчас КГА и Орт, они примут необходимое решение.
Источник
Четверг, 9 октября 2008
ЭХО МОСКВЫ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
FM 91,5 MHz

ЛЭК: «Мы спокойно и честно говорим всем — да, строительство ведется незаконно»

«Мы совершенно спокойно и честно говорим всем – да, строительство ведется незаконно», — заявила глава пресс-службы компании ЛЭК Инна Малинковская, сообщает Горзаказ.орг.
«Сформирован не весь пакет документов, причем это связано не с нашим разгильдяйством, а с тем, что участок, на котором ведется строительство — очень сложное пятно и некоторых документов для строительства не хватает. В ближайшее время, как было написано в предписании Государственного строительного надзора и экспертизы, строительство на три месяца приостановлено, мы добираем пакет документов, и через три месяца ситуация будет исправлена. Это абсолютно нормальная ситуация, практически у всех строительных компаний есть подобные проблемы. Процесс согласования и получения документов очень сложный», — продолжает представитель строительной компании.
По ее словам, строительство «Империала» не подпадает под 214 Федеральный закон о долевом строительстве, так как «до того была совсем другая законодательная база».
Подробнее читайте на Горзаказ.орг
Напомним, скандал вокруг комплекса «Империал» связан с тем, что компания ЛЭК ведет строительство фактически без разрешения и с явным нарушением градостроительных норм и правил. В связи с этим депутат Карпенко просит прокуратуру в соответствии с имеющимися у нее правами обратиться в суд с вопросом о ликвидации незаконного строительства, возводимого компанией «ЛЭК-V». Что касается возможного судебного иска со стороны ЛЭК, то Юрий Карпенко замечает, что «странно говорить о деловой репутации компании, занимающейся фактически самостроем и открыто нарушающей закон». Напомним также, что ЛЭК пригрозил депутатам Юрию Карпенко и Вадиму Войтановскому судебным преследованием за нанесение ущерба деловой репутации — со слов парламентариев распространилась информация о том, что покупатели квартир в «Империале» испытывают сложности с возвратом денег за квартиры.
17 октября, 19:55
zaks.ru

Компания ЛЭК: «Мы честно говорим всем – да, строительство ведется незаконно»

В компании ЛЭК, возводящей высотки у Новодевичьего монастыря, признают, что нарушают закон. Но угрозу своей деловой репутации видят не в этом, а в нелицеприятных высказываниях депутатов.
Претензия в распространении недостоверной информации выглядит тем более странно, что, по мнению парламентария Юрия Карпенко, компания ЛЭК сама скрыла от дольщиков ряд фактов: например, то, что у нее не было и до сих пор нет разрешения на строительство. В чем усматривается нарушение Федерального закона № 214 и закона о защите прав потребителей – обязывающих предоставлять дольщикам полную и достоверную информацию и привлекать средства для долевого участия только после получения всех необходимых согласований и публикации соответствующих постановлений.
И Юрий Карпенко, и Вадим Войтановский заявляют, что до сих пор так и не получили от ЛЭК письменного требования предоставить доказательства распространенным ими сведениям о якобы имевших место жалобах дольщиков комплекса «Империал», желавших, но не сумевших вернуть вложенные деньги. Нет у депутатов и данных о том, что ЛЭК уже подал против них иск в суд. Тем не менее, как заверил корреспондента Горзаказ.Орг Юрий Карпенко, он «как юный пионер готов прийти в суд и отстаивать свою позицию». Хотя и оценивает перспективы заявленного судебного разбирательства весьма скептически.
– В информации о встревоженных дольщиках я сослался на своего коллегу Вадима Войтановского, к которому обратилась группа человек, столкнувшихся с подобными проблемами, — пояснил Карпенко. — Они обратились именно к нам, потому что мы были инициаторами запроса. Территория входит в состав территории избирательного округа моего коллеги Вадима Войтановского. Он побеседовал с ними, дал совет обратиться в суд. Но должен подчеркнуть, что в компетенцию депутатского корпуса функция возврата денег дольщикам не входит, мы лишь можем дать рекомендацию пострадавшим.
Рассматривать такие нарушения — компетенция прокуратуры и суда.
– У меня нет информации о всех дольщиках, которые обращались ко мне по этому вопросу, — дополнил комментарий коллеги Вадим Войтановский. — Кое-кого из них я, конечно, знаю, но координаты их дать не могу. Это некоторые мои знакомые. А по поводу дальнейшего участия в этом деле скажу: если какие-то проблемы есть, то их необходимо решать в судебном порядке.
В пресс-службе компании ЛЭК корреспонденту Горзаказ.Орг сообщили, что подготовкой адресованного депутатам запроса и судебного иска в настоящее время занимается юридическая служба компании, и они будут направлены буквально на днях.
Корреспонденту Горзаказ.Орг стало интересно узнать – не распространится ли демонстрируемая ЛЭК решимость отстаивать свою деловую репутацию в суде и на губернатора Валентину Матвиенко, недавно объявившей действия застройщика незаконными и известившей о решимости приостановить это строительство. Ведь такая оценка, публично данная первым лицом города, способна сильно уменьшить число желающих приобрести возводимое у Новодевичьего жилье и, соответственно, самым серьезным образом сказаться как на деловом имидже, так и на бизнесе компании.
Оказалось, что претензий к губернатору у ЛЭКа нет. Как, впрочем, и к самим себе. В компании искренне убеждены, что возводить здания и продавать в них квартиры без получения разрешения на строительства – это «нормальная ситуация».
– На самом деле мы совершенно спокойно и честно говорим всем – да, строительство ведется незаконно, — заявила нашему корреспонденту глава пресс-службы компании ЛЭК Инна Малинковская. — Сформирован не весь пакет документов, причем это связано не с нашим разгильдяйством, а с тем, что участок, на котором ведется строительство — очень сложное пятно и некоторых документов для строительства не хватает. В ближайшее время, как было написано в предписании Государственного строительного надзора и экспертизы, строительство на три месяца приостановлено, мы добираем пакет документов, и через три месяца ситуация будет исправлена. Это абсолютно нормальная ситуация, практически у всех строительных компаний есть подобные проблемы. Процесс согласования и получения документов очень сложный, и если одного-двух документов не хватает…
– В комментариях телеканалу 100ТВ, вы сообщили, что «распоряжение на строительство у нас есть, но, возможно, оно подписано еще бывшим губернатором». Уточните: так «возможно» или «подписано» это распоряжение, кем и когда именно?
– На самом деле распоряжение губернатора обязательно. Распоряжение о строительстве было подписано до 2003 года губернатором Яковлевым. Мы можем подтвердить, что ни один дольщик за расторжением договора к нам не обращался. А вот депутаты подтвердить, что к ним кто-то обращался, не могут. И строительство «Империала» не подпадает под 214 Федеральный закон о долевом строительстве, до того была совсем другая законодательная база

– Она не требовала разрешения на строительство, чтобы продавать квартиры?
– Да, именно так.
Однако в Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга несколько иначе смотрят на эту ситуацию.
– Разрешение губернатора – это не разрешительная документация на строительство, это лишь нормативно-правой акт, который должен зафиксировать тот факт, что на данном земельном участке будет строиться здание следующих параметров, — пояснила пресс-секретарь СГСНиЭ Анна Фриденталь. — Далее компания должна пройти стадию проекта строительства, для этого проект должен пройти государственную экспертизу. После получения заключения этой экспертизы может быть получено разрешение на строительство. Компания ЛЭК не прошла экспертизу и не получила разрешение на строительство. Наблюдение за деятельностью компании велось, но инспектор вовремя не сообщил, что строительство вышло за рамки разрешенного. Именно за это он был уволен, а после того, как вышло постановление о нарушениях компании ЛЭК, на фирму был наложен штраф в размере одного миллиона рублей, который компания уже уплатила. 3 сентября произошла приостановка строительно-монтажных работ и установлен срок, в который проблема с документами компанией должна быть решена. Этот срок составляет два месяца, мы ждем его окончания. Сейчас инспектор нашего ведомства на объекте не работает, так как стройка не ведется.
Как рассказала Анна Фриденталь, ЛЭК является собственником земельного участка (поэтому заново получать распоряжение губернатора о строительстве нет необходимости), и у компании имеется распоряжение КГА «О проектировании и строительстве…», подписанное 27 февраля 2006 года.
Заметим, что Федеральный закон № 214 (чьи требования, как полагают в ЛЭК, не распространяются на их проект) вступил в силу в декабре 2004 года. А до этого потенциальным дольщикам могли предлагаться разве что клумбы или грядки на участке будущего строительства, но никак не квартиры, не существовавшие на тот момент даже в проекте (согласованном).
Удивляет и тот оптимизм, с которым смотрят в ЛЭКе на скорое обзаведение «недостающими бумагами». Потому что если следовать букве закона, ни в 2006-м году, ни сейчас разрешение на возведение в этом месте зданий высотой 73 м не могло и не может быть дано.
С 2004 года действовал временный высотный регламент, которым данная территория была отнесена к категории 6, в отношении которой установлено:
Предельная высота зданий и сооружений определяется отдельными градостроительными регламентами, разрабатываемыми для конкретных земельных участков.
Тут разрешенная высота строительства устанавливается «по месту» временным регламентом застройки (ВРЗ). Эта величина должна была быть определена на основе расчета, исходным требованием которого служит требование «визуального невмешательства» в условия зрительного восприятия памятника объектов культурного наследия. При этом особо должен был исследоваться вопрос о таком невмешательстве при непосредственном примыкании к территории существующих памятников, более того, в приказе КГИОП от 9 сентября 2005 г. № 8-86 указывается, что:
«закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно-пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов или ландшафта».
Согласно данному приказу КГИОП, при проектировании и строительстве объектов в зоне ОЗРЗ-2 (где и возводится «Империал») «основными ограничениями являются ограничения по высоте и силуэту».
К тому же для разработки проекта планировки и межевания отданной под застройку ЛЭК территории была – в нарушение Градостроительного кодекса, — представлена только часть кадастрового квартала. А соседство с памятником федерального значения – Новодевичьим монастырем, — требовало обязательного отражения в проектной документации границ зон охраны объектов культурного наследия и параметров будущей застройки охраняемой территории, чего также не было сделано. И никакая добросовестная и профессиональная историко-культурная экспертиза не даст положительного заключения на строительство впритык к Новодевичьему монастырю комплекса зданий свыше 70 м высотой. К тому же в нынешних условиях и для КГИОП согласование положительного заключения такой экспертизы будет равносильно самоубийству.
Впрочем, пока состояние законности в нашей стране таково, что мнящая себя обладающей деловой репутацией компания не видит ничего зазорного в публичном признании: да, я нарушаю закон, ну и что?
Татьяна ЛИХАНОВА
Алиса КУСТИКОВА
gorzakaz.orgl

Письмо «Живого Города» Начальнику Службы государственного строительного
надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ОРТУ Александру Ивановичу



Копия: Председателю КГИОП

ДЕМЕНТЬЕВОЙ Вере Анатольевне


Уважаемый Александр Иванович!
Доводим до Вашего сведения, что строительство жилого комплекса «Империал» по адресу: СПб, Киевская, д.3, ведется с нарушением законодательства об объектах культурного наследия.

А именно:
Данный проект разработан и реализуется на территории действующей объединенной зоны регулированной застройки второй категории ОЗРЗ-2. Согласно приказу КГИОП от 9 сентября 2005 г. № 8-86 проектировщикам и застройщикам объектов в зоне ОЗРЗ-2 выдавались следующие регламенты застройки:
«На основании пункта 2 решения Исполкома Ленгорсовета от 30.12.1988 № 1045 на территорию зоны регулирования застройки второй категории памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга распространено действие режима, установленного Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33.

Согласно пунктам 3.2.1 и 3.2.2 названной Инструкции и Проекту зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга от 1988 года в объединенной зоне регулирования застройки второй категории памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга:
— сохраняются система исторической планировки, сохранившиеся ее фрагменты и ценные элементы ландшафта, закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно-пространственной организации населенного пункта (в данном случае это означает необходимость сохранения градоформирующего значения монастырских построек, в первую очередь – церквей, и необходимость восстановления утраченной колокольни – принципиально нельзя создавать строения, перехватывающие у них градоформирующее значение), обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия,
— предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов или ландшафта;

— новое строительство в зоне регулирования застройки регламентируется по функциональному назначению, приемам застройки по высоте, протяженности и масштабности зданий, по характеру озеленения, приемам благоустройства и другим показателям, которые устанавливаются в описании режима использования зоны;

— основными ограничениями являются ограничения зданий (строений, сооружений) по высоте и силуэту» (Приказ КГИОП № 8-86 от 09.09.2005, прил. 4).

На основании пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предпроектная и проектная документация в части разделов: архитектурное решение, генеральный план и охрана окружающей среды (в части оценки влияния проектируемого объекта в процессе строительства и эксплуатации на сохранность объектов (выявленных объектов) культурного наследия) (в случае если на земельном участке находятся или непосредственно к нему при-мыкают объекты (выявленные объекты) культурного наследия) подлежит согласо-ванию с КГИОП»
Итак, основными ограничениями для строительства в зоне ОЗРЗ-2 названы ограничения по силуэту и высоте.

Временным высотным регламентом застройки, утвержденным в 2004 году (Постановление № 648), данная территория была отнесена к территории 6, что означало, что разрешенная высота строительства устанавливается по месту временным регламентом застройки (ВРЗ). Эта величина должна была быть установлена на основе расчета, исходным требованием которого служило требование «визуального невмешательства» в условия зрительного восприятия памятника объектов культурного наследия. При этом особо должен был исследоваться вопрос о таком невмешательстве при непосредственном примыкании к территории существующих памятников, поскольку должны обеспечиваться благоприятные условия зрительного восприятия памятников, устранение существующих диссонансов (тем более недопущение создания новых).

Временный регламент застройки для данной территории ВРЗ-1013 был утвержден 9 декабря 2005 г. Установленная для территории, на которой расположен комплекс «Империал», территориальная подзона Д1/1 — «Общественно-деловая».

22.05.2008 для этой территории утвержден новый ВРЗ -07-0898. Установленная для территории, на которой расположен комплекс «Империал», территориальная под-зона ТЖ5 — «зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки 9 этажей и выше». В соответствие с генеральным планом города на эту территорию распростра-няется функциональная зона 3ЖД – «зона среднеэтажной и многоэтажной много-квартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны».

Имеется ли расчет предельного высотного параметра с учетом режима зон охраны объектов культурного наследия, не известно.

Учитывая, что участок застройки непосредственно примыкает к сразу к двум комплексам культурного наследия (школы и «Дом Пушнины» — выявленные объекты постройки первой половины XX века и Воскресенский Новодевичий Монастырь – памятник федерального значения), новое здание высотой 73 метра в прин-ципе не могло быть ни запроектировано ни согласовано, ни получить разрешения на строительство в установленном законом порядке.

2. В соответствии с новым проектом охранных зон, утвержденным в составе генерального плана (Закон СПб № 728-99 от 22.12.2005) земельный участок строительства входит в зону ЗРЗ 2-1. Проектом режимов охранных зон предусмотрено:
«П. 9.1.2 Доминанты: … утраченные: … колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря, собор Воскресенский (утрачено купольное заверше-ние); церковь Казанская (утрачено купольное завершение); церковь на территории Новодевичьего кладбища (2 церкви). Рекомендуется восстановление доминирующих качеств в окружающей среде».

В отношении Общих требований к зоне ЗРЗ 2 сказано следующее:

«4.2 На территории ЗРЗ 2 допускается:

а) комплексная реконструкция кварталов на основании градостроительной документации при соблюдении следующих требований: формирование уличного фронта, соблюдение высотных ограничений застройки;

б) реконструкции отдельных зданий с изменением их габаритов и основных объемно-пространственных характеристик при соблюдении высотных ограничений;

в) строительство новых зданий, строений, сооружений в соответствии с градостроительной документацией и условиями режима;

и) снос (демонтаж) диссонирующих объектов и объектов на территориях с несформировавшейся застройкой (в соответствии с заключением историко-культурной экспертизы).

4.3. На территории ЗРЗ 2 рекомендуются ограничения по высоте, обеспечивающие сохранение исторически ценных градоформирующих объектов, указанных в Приложении 1 (прим. Московский пр. указан в прил. 1 в качестве ис-торически ценного градоформирующего объекта в п. 1.1.2 «Исторические дороги») к настоящим временным режимам, в том числе:

а) формирование уличного фронта с преобладанием горизонтальных линий в силуэте, высотой не более 28 м, возможны отдельные акценты;

б) необходимость обеспечения визуального превышения уличного фронта над внутриквартальной застройкой: объекты не должны быть видны с открытых город-ских пространств, но не более 40 м;

в) размещение доминант возможно на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы территорий».

В отношении конкретно Московского проспекта сказано:

«П. 2.9.1.2. Особые требования в ЗРЗ 2:

а) допускается проведение работ по завершению общего композиционного решения Московского пр., формирование уличного фронта застройки по высоте – не более 28 м;

б) ограничения по высоте для внутриквартальной застройки:

в зоне 150 м от оси Московского пр. – не более 35 м;

в зоне от 150 до 200 м от оси Московского пр. – не более 40 м. Таким образом, проект предусматривающий строительство зданий, высотой 73 метра в зоне ЗРЗ 2-1 Московского проспекта уже сам по себе входит в недопустимое противоречие с режимами этой зоны даже вне зависимости от близости комплекса Воскресенского Новодевичьего Монастыря. Указанные требования режимов, распространяющиеся на территорию вблизи монастыря, еще более усугубляют эти требования тем, что приписывают сохранение доминирующей роли на этой территории монастырским зданиям. Здания, построенные с нарушением этих ре-жимов заранее становятся диссонирующей застройкой, которые согласно проекту режима зоны подлежат демонтажу.

3. В соответствии со ст. 34 Закона РФ № 73-ФЗ от 25.07.2002 «Об объектах культурного наследия», в целях обеспечения сохранности объекта культурного насле-дия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Такие зоны должны быть установлены для следующих объектов культурного наследия, расположенных на территории, примыкающей к месту строительства комплекса «Империал»:
— комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря;
— Дом Пушнины;
— Школа.

Разработка зон охраны данных объектов должна была предшествовать не только проекту строительства комплекса «Империал», но даже выбору этого места для строительства.
Поскольку, пятно строительства комплекса «Империал», непосредственно примыкает к территории каждого из названных памятников, нет сомнения в том, что пятно застройки расположено непосредственно в охранной зоне или охранных зонах этих памятников (по крайней мере, в их основной части).
Результат нарушения названных требований законодательства, выраженный в значительном ущербе объектам культурного наследия, уже налицо.
В соответствии с пунктом 5, Статьи 49 Градостроительного кодекса (Закон РФ №190-ФЗ от 29 декабря 2004 года) «предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации… требованиям государственной охраны объектов культурного наследия».
Поскольку из выше сказанного, со всей очевидностью следует, что проект данного строительства не соответствует требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, он не может получить положительного заключения госу-дарственной экспертизы. А это значит, что застройщик не может получить разрешение на строительство данного объекта в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса.

Призываем Вас, поставить в известность застройщика, компанию ООО “ЛЭК V“, о тщетности их ожиданий добиться разрешения на строительство законным путем.

С уважением, координатор движения «Живой Город»,
Никонова Елизавета
19 ноября 2008

Историко-культурная экспертиза


Скачать PDF файл
Объявления
20 апреля 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 20 апреля в 13.00 !
10 марта 2024 г.
Фестиваль в защиту ВНИИБа «Бумажная весна»!в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 9 марта в 13.00 !
Зданию ВНИИБ угрожает все более реальная опасность сноса, поэтому 10 марта жители окрестных улиц, неравнодушные к сохранению культуры и истории, устраивают фестиваль, посвященный зданию и его эпохе. Приглашаем вас принять участие и помочь сохранить ВНИИБ!
Телеграм-канал фестиваля — https://t.me/vesna_vniib
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»