Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга
Заместителю руководителя Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
ВИЛКОВУ А. И.
от Макарова Александра Борисовича, проживающего по адресу:

ЗАЯВЛЕНИЕ

На протяжении ряда последних лет жители Санкт-Петербурга и гости города регулярно сталкиваются с грубым нарушением федерального законодательства об охране культурного наследия, следствием чего стало систематическое нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям.
Это выражается в том, что красивейшая площадь России, Дворцовая площадь, регулярно превращается в арену дешёвых в эстетическом отношении развлечений и потех, несовместимых с ролью данного объекта как эталона высочайших эстетических идеалов в градостроении и архитектуре. Стало нормой устраивать на площади пивные фестивали, концерты рокмузыкантов и различные развлекательные шоу. Очередным вопиющим фактом нарушения уникальных эстетических и художественных достоинств Дворцовой площади может стать сооружение на ней Большого зимнего катка. Распоряжение Правительства СПб от 10.10.07 № 146-рп, подписанное лично Губернатором В.И.Матвиенко, разрешает возведение и эксплуатацию данного объекта на период с 1 декабря сего года по 15 марта 2008 года. Строительно-монтажные работы начаты в первых числах ноября и сейчас ведутся полным ходом, что видно из прилагаемых к заявлению фотографий.
Вышеприведённые факты стали возможными в результате введения Правительством Санкт-Петербурга в 2001 году документа под названием «Регламент использования Дворцовой площади и прилегающих к ней территорий». Целый ряд положений, содержащихся в этом документе, противоречит действующему федеральному законодательству об охране культурного наследия, а также рекомендациям ЮНЕСКО в этой области, в частности, «Рекомендациям о сохранении и современной роли исторических ансамблей», принятым Генеральной конференцией в Найроби 26.11.1976 г., «Рекомендациям о сохранении и культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ», принятым Генеральной конференцией в Париже 19.11.1968 г. и «Рекомендациям о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей», принятым Генеральной конференцией в Париже 11.12.1962 г.
В соответствие со статьёй 3 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Дворцовая площадь является ансамблем, как «чётко локализуемая на исторически сложившейся территории группа изолированных или объединённых памятников, строений и сооружений дворцового, общественного, административного назначения». Все здания, формирующие Дворцовую площадь, — Зимний дворец, Александровская колонна, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса, отнесены к памятникам истории и культуры федерального значения. Весь ансамбль является общепризнанным шедевром зодчества, эталоном объёмно-пространственной архитектурной композиции и бесспорно относится к особо ценным объектам культурного наследия России и всего мира.
Несмотря на то, что Дворцовая площадь, как самостоятельный объект культурного наследия не внесён в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», утверждённый Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176, что следует рассматривать как недоразумение и недоработку КГИОП, на неё распространяются требования Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Основы законодательства о культуре» в редакции закона от 09.10.1992 г. № 3612-I, Указ Президента РФ от 30.11.1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», а также Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры в 1972 году, и ряд вышеназванных Рекомендаций.
Все вышеперечисленные отечественные и международные нормативные документы возлагают на государственные органы задачу безусловного сохранения уникальных эстетических качеств ансамбля Дворцовой площади, а также её особого мемориально-исторического значения.
В частности, пункт 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в качестве целей и задач государственной охраны объектов культурного наследия называет «предотвращение … изменения облика…, нарушения установленного порядка использования, предотвращение других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий».
Возведение на Дворцовой площади «Большого зимнего катка», станет грубейшим нарушением приведённой выше нормы закона.
Во-первых, и это главное, «Большой зимний каток» и связанные с ним сооружения и оборудование неизбежно и существенно изменят облик площади. Важным обстоятельством является то, что это изменение облика площади будет иметь недопустимо продолжительный период времени. С учётом подготовительных работ и демонтажа – не менее 4,5 месяцев.
Во-вторых, налицо нарушение порядка использования Дворцовой площади. По смыслу Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядок использования объекта культурного наследия должен быть обусловлен особенностями, благодаря которым данный объект отнесён к культурным ценностям и которые являются предметом государственной охраны. Статья 44 данного закона чётко формулирует условия, при которых возможно приспособление объекта культурного наследия «для современного использования». Закон говорит, что это могут быть «научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны».
Уникальными особенностями, составляющими предмет охраны Дворцовой площади, являются её мемориальное значение, её историческая роль как символа государственной власти и могущества России, а также её исключительные эстетические качества, объемно-пространственная архитектурная композиция.
Дворцовая площадь не относится к спортивным объектам, не задумывалась для массовых развлечений и увеселений и до середины 90 –х годов XX века не использовалась в таком качестве. В этой связи Распоряжение Правительства СПб от 10.10.07 № 146-рп, озаглавленное «О подготовке и проведении в Санкт-Петербурге спортивных мероприятий и массовых катаний на Большом зимнем катке на Дворцовой площади» и формулирующее целью данного проекта «развитие и популяризацию массового спорта» является грубым нарушением порядка использования Дворцовой площади как символа российской государственности и власти, а также как мемориального объекта, прославляющего победу России над Наполеоном.
Любой новый объект, в том числе временные сооружения, трибуны, объекты малых архитектурных форм, технологическое оборудование, контейнеры, временные туалеты и т.п. – всё это неизбежно нарушит историческую объёмно-пространственную композицию Дворцовой площади, что также войдёт в противоречие со статьёй 44 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ.
В-третьих, сооружение и эксплуатация Большого зимнего катка создаст реальную опасность «негативных воздействий», которые могут выражаться как в возможности техногенной аварии, связанной с эксплуатацией техники и высокоэнергетического оборудования, так и в увеличении риска проявлений вандализма.
Статья 35 вышеназванного Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ также прямо требует: «Проектирование и проведение … строительных, … хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения». Как было указано выше, сооружение «Большого зимнего катка» нарушает целостность ансамбля Дворцовой площади.
Грубые нарушения вышеперечисленных норм закона приведут к нарушению права граждан на доступ (приобщение) к культурным ценностям, гарантированное статьёй 44 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 закона от 09.10.1992 г. № 3612-I «Основы законодательства о культуре», т.к. изменение облика Дворцовой площади лишит граждан возможности приобщиться к исходной историко-культурной и эстетической среде, характеризующей ансамбль и составляющей его сущность, и сделает невозможным удовлетворение гражданами их культурных потребностей, ради чего они приходят именно на Дворцовую площадь, а не спортивный стадион.
Следует отметить, что статья 9 закона «Основы законодательства о культуре» декларирует: «Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур».

В связи с вышеизложенным, ПРОШУ Вас:

1). Использовать полномочия, предусмотренные «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия», в частности пунктами 5.3.1.12, 5.3.1.14, 5.15, 5.16, 6.6, и принять меры по срочному прекращению работ по установке Большого зимнего катка на Дворцовой площади;
2). Обязать организатора работ срочно произвести демонтаж сооружений;
3). Потребовать отмены Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.07 № 146-рп, как противоречащего действующему законодательству об охране культурного и исторического наследия;
4). Потребовать приведения в соответствие с действующим законодательством об охране культурного и исторического наследия «Регламента использования Дворцовой площади и прилегающих к ней территорий», введённого Распоря-жением Администрации СПб от 13.04.2001 № 66-ра. Представляется, что для обеспечения разумного компромисса интересов граждан, администрации города и бизнеса должно быть законодательно введено ограничение сроков использования Дворцовой площади под общественные мероприятия не более чем на 1 день и установлен разумный предел частоты проведения таких меро-приятий. Также, видимо, должна быть исключена возможность использования площади под чисто развлекательные мероприятия (концерты рокмузыкантов, пивные фестивали и т.п.) Никому, ведь, не придёт в голову разрешать проведе-ние концерта рокзвезды около мемориала на Поклонной горе в Москве.

Приложения:

1). Фотографии Дворцовой площади, сделанные 10.11.2007, в кол-ве 5 шт.
2). Регламент использования Дворцовой площади и прилегающих к ней территорий, введённый Распоряжением Администрации СПб от 13.04.2001 № 66-ра (приложение к приказу губернатора СПб от 02.04.1999 № 28-п);
3). Распоряжение Правительства СПб от 10.10.07 № 146-рп «О подготовке и проведении в Санкт-Петербурге спортивных мероприятий и массовых катаний на Большом зимнем катке на Дворцовой площади».
А.Б.Макаров
12 ноября 2007 г.
Объявления
20 апреля 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 20 апреля в 13.00 !
10 марта 2024 г.
Фестиваль в защиту ВНИИБа «Бумажная весна»!в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 9 марта в 13.00 !
Зданию ВНИИБ угрожает все более реальная опасность сноса, поэтому 10 марта жители окрестных улиц, неравнодушные к сохранению культуры и истории, устраивают фестиваль, посвященный зданию и его эпохе. Приглашаем вас принять участие и помочь сохранить ВНИИБ!
Телеграм-канал фестиваля — https://t.me/vesna_vniib
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»