Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга
Александр Иванович ВАХМИСТРОВ 20.04.2007 Город – живой организм
http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10242081@SV_Guest
Наш гость – строитель по призванию и признанию.
В 1981 году окончил Ленинградский институт железнодорожного транспорта, специальность – промышленное и гражданское строительство. В 2000 году стал вице-губернатором. Единственный после прихода Валентины Матвиенко остался в новой команде. В сферу его деятельности входит вся градостроительная политика, правила землепользования и застройки, блок вопросов, связанных с сохранением памятников культурного наследия, проблемы организации и проведения торгов по предоставлению земельных участков. Он курирует все строительство, включая федеральные проекты, в том числе и КАД.
– Александр Иванович, три года тому назад в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» вы сказали: «Я готов отменить принятое решение, если оппоненты предъявят веские аргументы». Сегодня вы готовы это подтвердить?
– Да, я готов это повторить, хотя у меня появилось больше опыта и, может быть, теперь я более взвешенно принимаю решения. Но могу заверить горожан, что без изучения проблемы и соблюдения всех согласований правительство города не принимает ни одного решения. Еще раз подчеркну: любое решение принимается строго в соответствии с законом. Но жизнь есть жизнь, и правительство может вернуться к теме и отменить ранее принятое решение, исходя из конкретной ситуации, прислушиваясь к мнению жителей, из целесообразности и важности того или иного социального вопроса. Как говорит губернатор, мы должны вести диалог с жителями, но решения не должны приниматься под топот ног.
– Недавние печальные события с падающей строительной техникой вряд ли являются цепью случайностей, скорее это некая закономерность, тотальная халатность. А что показывают результаты расследования?
– Череда аварий, которые произошли в нашем городе, мало сказать «неприятны».
Когда есть погибшие люди – это трагедия, а в одном случае жертвы есть. Но хочу заметить, что на стройке всегда были и, наверное, к сожалению, могут быть несчастные случаи. Однако наша задача – свести их к минимуму. Все происшествия последнего времени случились по-разному, но во всех присутствует человеческий фактор. Я не хочу и не имею права никому выносить приговор, но скажу, что произошло это прежде всего из-за расхлябанности, безалаберности и безответственности руководителей и исполнителей. В первом, трагичном, случае кран был готов к демонтажу, часть путей разобрана, а крановщик начал движение крана.
Второй случай – падение буровой установки, которая, по определению, не может упасть. Но упала... Начали ее поднимать одним краном, и никто не задумался, что одному крану это не под силу, в результате трос лопнул. И только с помощью двух кранов удалось ее поднять.
В последнем случае строители решили подтащить плиту, не рассчитав свои возможности и нарушив технику безопасности. В результате плита свалилась. Отчего это происходит? Во-первых, изменился кадровый состав – в худшую сторону. Во-вторых, многие демократию до сих пор принимают за вседозволенность. И не только на стройке. Как сегодня водители ведут себя на дорогах? Да как хотят. И дело не в количестве машин, а в дисциплине и культуре водителей. Наконец, третье, и самое главное, – федеральное законодательство.
Я сам работал мастером, начальником участка, начальником строительного управления. У меня стояли и башенные, и другие краны. И не падали. Не потому, что я был таким хорошим мастером, а просто мы боялись, что придет Гостехнадзор и остановит кран. Потом бегай за ним, а строительный процесс будет стоять. Теперь, когда внесены изменения в федеральный закон, приостановить работу крана можно только по решению суда. И отозвать лицензию можно только по решению суда. Стоит кран, приезжает инспектор и видит, что кран неисправен. Но инспектор должен подать документы в суд и ждать его решения.
– И неисправный кран будет работать?
– Да. Мы можем выписать только предписание и штраф. Слава богу, штрафы теперь большие, и это действует на застройщиков. Если 30 тысяч рублей для них была сумма мизерная, то миллион – это и для них уже деньги. Кроме того, мы разработали с застройщиками добровольно-принудительный договор, который, я надеюсь, изменит ситуацию.
Но не надо думать, что все плохо на стройплощадках. Ведь сегодня город – это большая стройка: жилье, коммерческая недвижимость (магазины, офисы, гостиницы) плюс возводятся медицинские учреждения и социальные объекты. Никогда прежде не строили и столько дорог.
– Но ведь существует международная сертификация по охране труда, и наши крупные промышленные предприятия ее проходят. Когда выстраивается система, сотрудники сами заинтересованы, чтобы не было несчастных случаев. К примеру, на производстве теперь все ходят в респираторах и касках – если это необходимо. Наверное, можно и в строительстве что-то радикальное предпринять.
– На стройках, повторю, не так уж все плохо, и есть строительные организации, которые уже получили международные сертификаты качества. Мы и пряником, и кнутом добиваемся, чтобы на стройплощадках был порядок. Кстати говоря, порядок определяет лицо компании. Не случайно я всегда советую знакомым и жителям города судить о ней по внешнему виду рабочих, по порядку на площадке. Если на стройплощадке все на месте, флаги развеваются, люди работают в фирменных куртках и если объект день ото дня растет, то это уже залог качества строящегося объекта и того, что все обязательства будут выполнены.
Каждый год мы проводим конкурсы прорабов. В прошлом году, кстати, победила женщина – Анна Кудрявцева. Скоро опять будем определять лучших, в том числе и по другим строительным профессиям.
– Какой выход вы видите из ситуации со строительством торгового центра на площади Мужества?
– Мы приостановили эту стройку. Но у застройщика все документы в порядке, есть все согласования, и он намерен подать на нас в суд – не на жителей, а на нас.
– Предположим, застройщик выиграет и он начнет рыть там, где есть закладной камень для часовни?
– Такие камни мы видим не в первый раз. Построить часовню можно, только не на том месте, где жители самовольно закладывают камни. Правительство Санкт-Петербурга и губернатор очень уважительно относятся к деятельности церкви, мы многое делаем и будем делать по воссозданию храмов.
– Может быть, все это происходит из-за плохой информированности населения? К примеру, сегодня жителей Апрельской улицы беспокоит Орловский туннель. Губернатор несколько раз заявляла, что он выйдет в створ Пискаревского проспекта. Но от исполнителей, из разных комитетов жителям приходят взаимоисключающие ответы. И это касается многих адресов. Получается, либо левая рука не знает, что делает правая, либо нет окончательного решения. Не имея однозначных и аргументированных ответов на свои вопросы, люди сначала пишут жалобы, а потом выходят на митинги, сходы, устраивают марши...
– Я согласен, что информацию население получает не всегда вовремя и в недостаточном объеме, хотя каждый проект проходит через общественные обсуждения, которые и задуманы для участия населения в принятии градостроительных решений. Депутаты муниципальных образований не только сами обязаны присутствовать на обсуждениях, но и привлекать жителей. Мы обязательно публикуем объявления в газетах об общественных слушаниях, без них не принимаем решений, хотя голос населения все же совещательный. Но когда каждый на своем уровне где-то недорабатывает, тогда люди и выходят на улицу.
Но хочу заметить, что губернатор у нас человек открытый для горожан и для прессы, Валентина Ивановна регулярно встречается с различными СМИ, раз в месяц принимает участие в телепрограмме «Диалог с городом», ездит по стройкам и по районам. Этого требует и от нас. Мое присутствие у вас в гостях подтверждает, что я тоже руководитель доступный и стараюсь все, что входит в сферу моей компетенции, обсуждать открыто. Но я с вами согласен, работать с населением нашим чиновникам нужно больше.
Что касается Орловского тоннеля, то его строить надо, и он будет построен. Рассматривается несколько вариантов его проходки, до конца трасса еще не разработана. Однако могу заверить жителей, что их мнение будет учтено и 99%, что на Апрельской улице его не будет (говорю «99%» потому, что окончательного решения еще нет). Сейчас разрабатывается инвестиционный конкурс.
– Какова судьба Фрунзенского универмага и «Петмола»?
– Решения окончательного пока нет, но скажу честно: мы за снос. Это объект сталинской постройки, но это не значит, что надо сохранять все здания того периода. Тогда надо сохранять и «хрущевки». Давайте посмотрим исторические хроники, которые свидетельствуют, что многие дворцы перестраивались по нескольку раз. И Санкт-Петербург не построили в 1703 году, а только начали строить, и делается это до сих пор.
Фрунзенский универмаг никогда никому не приносил особой пользы. Не везло ему. Он дважды горел, переходил из рук в руки в начальную эпоху приватизации. После последнего пожара появился собственник, привел его в порядок, но народу там как не было, так и нет. Под другие функции его не приспособить. Инвестор пригласил одного известного архитектора, он предложил очень интересный проект. Получится очень хорошая гостиница с внутренним двором. Нам кажется, что вся эта среда преобразится.
Что касается «Петмола», то предприятие стабильно работает, мы его поддерживаем госзаказами. Но рано или поздно и ему придется сменить адрес. Потому что правительственная магистраль – не место для производства.
– Недавно Московская инвестиционная строительная компания (МИСК) заявила, что сворачивает проект комплексной реконструкции хрущевских кварталов. Есть ли альтернатива «московскому» проекту?
– МИСК пыталась начать расселение 18-го квартала, но люди не очень этому обрадовались. К тому же в 2005 году вступил в действие Жилищный кодекс, который полностью остановил такие процессы. В 2007 году вышел Градостроительный кодекс, который позволяет проводить полную регенерацию территории, на которой расположены и «хрущевки». Мы можем предоставить квартал вместе с домами для дальнейшего развития. Для этого должны пройти торги, после чего инвестор строит жилье, снося старые постройки, и такой проект рассчитан на 8 – 10 лет. Постановление правительства подготовлено, но еще не принято. Скажу честно, пока не понимаем экономики этого вопроса.
– На этих территориях могут быть собственники квартир, ЖСК и ТСЖ. Какой правовой механизм защищает их конституционные права?
– Только один – ведение переговоров, предложение жилья здесь же, в этом квартале, и так далее. Но этот механизм в рамках Градостроительного кодекса еще не апробирован. Однако принцип, который в нем заложен, простой: он может реализоваться на территории, на которой, скажем, сегодня находится 100 тысяч кв. метров жилья, а построено может быть и 200, и 300 тысяч кв. метров, поскольку инвестор тоже должен иметь возможность для развития.
– Вы упоминали несколько раз про высотный регламент, но в СМИ об этом очень противоречивые сведения. Изложите, пожалуйста, вашу позицию по этому поводу вообще и по проекту «Газпром-Сити» в частности.
– Мы не можем все жестко регламентировать по всей территории города и этого не делаем. Моя позиция заключается в следующем: есть исторический центр, который имеет определенные границы – охранная зона памятников. Здесь строительство новых зданий запрещено. Может быть только реконструкция и возможно устройство мансард. И, конечно, здесь – самый жесткий высотный регламент.
Есть зона регулирования застройки № 1. Тут можно строить в отдельных местах. Но при жестком регулировании этажности. Параметры регулирования прописаны в 648-м постановлении правительства. Есть зона регулирования застройки № 2, она образовалась следующим образом: есть согласованный ряд видовых точек, панорам, проспектов (Невский, Каменноостровский, Московский, Дворцовая площадь, Дворцовая набережная, Кутузовская – их много), они очерчены примерно на шесть километров от охраняемых силуэтов. Там тоже есть высотное регулирование, но менее жесткое, в этой зоне возможные высоты рекомендованы. Если какой-то проект попадает в эту зону и застройщик предлагает здание более высокое, то он должен пройти четкую процедуру согласования, а это четыре мероприятия общественного характера: градостроительный совет, совет по культурному наследию, общественный совет Санкт-Петербурга и само обсуждение проекта.
Что касается нашумевшего проекта «Газпром-Сити», могу только повторить то, что уже не раз говорил: место для возведения нового комплекса выбрано, я считаю, правильно – этот район должен полностью обновиться, его необходимо регенерировать. Что же касается высотности, то это вопрос вкусовой, а значит, спорный. Так что несомненно одно – проект должен пройти все стадии общественного обсуждения, что, безусловно, будет сделано.
– Вернемся к «скверному делу», точнее, к делу о сквере на 7-й линии, о котором уже дважды писала наша газета и на защите которого стоят жители и депутаты. И хоть милиция взяла сторону одинокого собственника, рвущегося в сквер, разве власть это может парализовать? Скажите, когда будет выполнено распоряжение вице-губернатора А. И. Вахмистрова, которое наша газета уже цитировала?
– Как вы знаете, в письме, направленном начальнику Государственной административно-технической инспекции С. А. Бабаеву, я прошу доложить об исполнении поручения лично мне в срок до 20 апреля. Это значит, что к этому времени ситуация должна быть полностью разрешена, выпущен соответствующий документ об отзыве ордера. И кто бы что ни говорил – никакого кафе там не будет, тем более с выходом в сквер. И, я считаю, никакой другой торговли там быть не должно. К сожалению, создается впечатление, что и здесь острота ситуации подогревается искусственно путем демонстрации ощущения безнаказанности за свои действия и за неисполнение поручений вышестоящих органов. Уверяю вас, это ощущение ошибочно. Все начатые строительные работы будут прекращены, их последствия устранены, а сквер благоустроен и восстановлен его первоначальный вид.
– Александр Иванович, как продвигается работа над правилами застройки и землепользования? Обсуждение окончательного варианта проекта значилось в повестке дня одного из недавних заседаний городского правительства, но так и не состоялось. С чем это связано?
– Правила готовы, идет техническая работа. Вопрос будет рассматриваться на одном из ближайших заседаний правительства, после чего постановление будет направлено на общественные слушания. Один раз мы их уже провели, получили много замечаний, все их обобщили, сформировали в единый документ. Правила застройки и землепользования в виде закона появятся, по-видимому, ближе к октябрю.
– А что вы можете сказать о строительстве КАД?
– Строительство Кольцевой автомобильной дороги относится к приоритетным транспортным проектам. В сентябре 2006 года было открыто движение по всему восточному полукольцу. Сегодня ведутся работы по расширению дороги. В 2007 году будет введен второй вантовый мост, а в 2008 году будет достроен последний участок до Московского шоссе. В январе этого года начато строительство второй очереди КАД на участке от Московского шоссе до Таллинского шоссе. Планируемый срок сдачи – 2008 год. В декабре этого года будут начаты работы на участке Таллинское шоссе – Бронка. Плановый срок – 2012 год, по решению заказчика – 2008-й. Замкнет кольцо дорога по комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Подготовила Надежда КОНОВАЛОВА
Объявления
23 марта 2023 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 23 марта в 13.00 !
10 марта 2024 г.
Фестиваль в защиту ВНИИБа «Бумажная весна»!в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 9 марта в 13.00 !
Зданию ВНИИБ угрожает все более реальная опасность сноса, поэтому 10 марта жители окрестных улиц, неравнодушные к сохранению культуры и истории, устраивают фестиваль, посвященный зданию и его эпохе. Приглашаем вас принять участие и помочь сохранить ВНИИБ!
Телеграм-канал фестиваля — https://t.me/vesna_vniib
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»