Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга

Города разные, проблемы – общие

Петербург и Нью-Йорк – очень непохожие друг на друга города.
В то же время есть немало общего, что их объединяет. Оба крупных мегаполиса почти ровесники, в обоих работают структуры, отвечающие за охрану памятников истории и культуры.
В США памятники архитектуры делятся на две категории. Существует так называемый национальный реестр исторических мест, который включает около 60 тыс. объектов, и список национальных исторических памятников, включающий 2,5 тыс. объектов, имеющих жесткие требования к охране. Если сравнить американскую систему с нашей – эти памятники можно отнести к «федеральной» категории. Все работы на памятниках такого уровня курирует Министерство внутренних дел, которое действует в соответствии с положениями Standards for Rehabilitation. Статус памятника получают только здания «старше» 50 лет.
Нью-йоркцы не используют такое понятие, как исторический центр города, поскольку его не существует. Зато есть памятники архитектуры трех прошедших столетий, «разбросанные» в разных частях мегаполиса. Наиболее заметные градостроительные преобразования и большее число архитектурных памятников сосредоточено на территории Манхеттена. Закон об охране памятников (Landmarks Law) появился лишь в 1965 году уже после того, как были утрачены яркие архитектурные шедевры, в том числе здание Пенсильванского вокзала. «Когда, – говорит председатель Комиссии по охране памятников архитектуры Нью-Йорка Шерида Полсен, – мы осознали, что теряем историческое наследие, началось общественное движение в защиту старых зданий и сохранения исторических названий улиц и площадей. К тому же в эти годы начался отток благополучных в финансовом и социальном отношении жителей из кварталов исторической застройки. Необходимо было начать работы по регенерации городской среды, приспособлению старых зданий к новым функциям, сделать так, чтобы из этих кварталов не уходил бизнес».
В Нью-Йорке была создана независимая от правительства города Комиссия по охране памятников. Сегодня в этом органе работают более 40 специалистов, среди которых много юристов. В год через Комиссию проходят около 8 тыс. заявок на новое строительство и реконструкцию зданий. Как правило, 10 процентов от их числа идет вразрез с требованиями органов охраны. Решение о строительных работах принимает жюри из 11 человек, среди которых: пять представителей от пяти районов города, специалист по обороту недвижимости, архитекторы, историки.
Кроме этого органа в Нью-Йорке работает неправительственный и некоммерческий Комитет по охране памятников, который состоит из представителей общественных организаций. С одной стороны он являет собой «глас народа», с другой – имеет право давать свои экспертные заключения на решения Комиссии. По словам Шериды Полсен, эти две структуры, как правило, работают сообща, поскольку цели у них единые, но иногда случается и несовпадение точек зрения на строительство того или иного объекта. В частности Комитет занимает жесткую позицию в отношении сноса зданий, считает эту меру вынужденной и крайне нежелательной. По наиболее значимым и затрагивающим интересы горожан проектам проходят общественные слушания с активным привлечением телевидения и прессы.
Органами охраны памятников выработаны критерии для строительства в городе. В частности, рядом со зданием-памятником, имеющим два этажа, не может быть построен дом высотой более шести этажей. Существует и такое понятие, как зона охраны, которая распространяется на территорию вокруг особо ценных памятников, и зона охраняемого ландшафта. В городе действует система наказания застройщиков за несанкционированное проведение работ, самовольное изменение проекта (надстройка лишнего этажа, превышение площади застройки и т.д.). За такие нарушения против инвестора может быть начато дело в гражданском суде или взыскан штраф. Но главная задача Комиссии по охране памятников не получить деньги с застройщика, а добиться того, чтобы все нарушения были устранены, в том числе вплоть до сноса уже возведенного здания.
Комитет по охране памятников Нью-Йорка аккумулирует средства различных фондов, общественных организаций и бизнес-сообществ, которые направляются для реставрации и поддержания памятников архитектуры.
В целом же можно сказать, что подходы охранных органов Нью-Йорка и Петербурга схожи.
Строитиельный еженедельник № 12(154) 04.04.2005
ссыка на источник
Объявления
20 апреля 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 20 апреля в 13.00 !
10 марта 2024 г.
Фестиваль в защиту ВНИИБа «Бумажная весна»!в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 9 марта в 13.00 !
Зданию ВНИИБ угрожает все более реальная опасность сноса, поэтому 10 марта жители окрестных улиц, неравнодушные к сохранению культуры и истории, устраивают фестиваль, посвященный зданию и его эпохе. Приглашаем вас принять участие и помочь сохранить ВНИИБ!
Телеграм-канал фестиваля — https://t.me/vesna_vniib
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»