Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга
Опубликовано в Петербургском Час Пик в 2002 г.

Петербургский эксклюзив-2, или Кто дезодорирует парадные Русской Венеции?

В N 51 «ПЧП» за прошлый год очерком архитектора Павла Никонова «Петербургский эксклюзив, или Конкретные действия по реализации плана Петра I «Все флаги в гости к нам» в контексте стратегии «Русская Венеция» мы начали разговор о том, какие препятствия стоят на пути развития туристического бизнеса в нашем городе и как скорее обойти эти препятствия. Автор отмечал, что на сегодняшний день предложена следующая стратегия работы: разделение сферы ответственности муниципалитета и частного бизнеса в развитии инфраструктуры туризма. Первому — развитие новых музейных зон или преобразование целых районов, выполняющих ту или иную социальную функцию (например, университетского района на Васильевском острове); второму — развитие сети отелей, бизнес-центров, торгового, транспортного и прочего обслуживания. Продолжаем тему.
«Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить. Кроме оружия твоего, должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею (яму) и опять зарой (ею) испражнение твое. Ибо Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих (в руки твои); а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя».
Ветхий Завет, Пятая Книга Моисеева «Второзаконие» 23-12
Предлагаю каждому желающему, включая и каждого члена правительства нашего города, поставить эксперимент, из результатов которого можно будет сделать впечатляющие выводы, особенно актуальные в преддверии 300-летнего юбилея величайшего из городов мира — Санкт-Петербурга. А именно: разбить кувалдой унитаз в туалете собственного дома и собрать в нем (в доме) на званый и щедрый ужин самых блистательных и желанных гостей — посланников иностранных государств, звезд политики и культуры, небожителей мировой науки и отцов церкви, светских дам и их нескупых рыцарей — знатоков изысканных манер и прочую подобную публику. Все, что принесет обильную пищу для дальнейшего обобщения и осмысления хозяину дома, будет высказано ему ими и их адвокатами. Впрочем, достаточно и того, чтобы поставить этот эксперимент лишь умозрительно — смоделировать его силой своего воображения.
В газете «Дело», в номере за 18 июля 2001 года, клубом «2015» был опубликован один из возможных сценариев развития Санкт-Петербурга под девизом «Русская Венеция». Специалисты клуба утверждают, что слава Санкт-Петербурга как туристической Мекки — один из богатейших и еще совершенно не разработанных ресурсов для революционного экономического развития нашего города.
Итак, мы ждем гостей, ждем наплыва, готовимся к буму. И на юбилейные торжества, и до них, и после них. Впрочем, тема превращения Санкт-Петербурга в Мекку мирового туризма далеко не нова, и не ново многолетнее наблюдение того, как Петербург сильно недобирает в свои закрома с нивы туризма, по лености или неразумению пропуская мимо своего носа золотые ручейки, которые, не найдя русла в наши сосуды, стекаются в иные. Надо поднимать и народ, и администрацию на строительство и расчистку этих русел. Действительно, давно пора начинать. Но с чего? Первая задача — завладеть вниманием населения планеты, регулярно откладывающего свои сбережения на путешествия; вторая — убедить его в безопасности поездки в наш город. И начать следует со второй задачи, ибо сегодня действительно еще только мечтающих побывать у нас уже значительно больше тех, кто все же решился приехать. Паломничество в один из центров мировой цивилизации — это не экстремальный туризм и должно быть очищено, по крайней мере, от трудностей быта.
Одна из таких не просто ощутимых, но весьма чувствительных трудностей — отсутствие туалетов на улицах города. Нет глупее, отвратительней и тяжелей ситуации, чем оказаться во фраке в чужом городе застигнутым врасплох нуждой известного рода и вдруг осознать всю невозможность избавиться от нее достойным своего фрака образом. Что же делать этому человеку? Стандарт, на котором базируется все умение среднестатистического интуриста решать подобные задачи, состоит в том, что у себя дома в подобные щекотливые ситуации он вообще никогда не попадает. Например, он может зайти в любое предприятие общепита, в составе обязательных помещений которого всегда есть туалет, доступный как его посетителям, так и любому гражданину с улицы, — таково публичное обременение этой недвижимости. У нас же далеко не всюду найдешь хотя бы кран, чтобы помыть руки перед едой, а там, где уже разжились туалетами, например в ресторанах «Макдоналдс» и подобных, персонал время от времени развлекается облавами на публику, заходящую якобы в заведение отведать хот-дог с кетчупом, но на самом деле семенит проскользнуть мимо стойки.
Наш российский стандарт базируется на стыдливости, запрещающей прилюдно обсуждать эту проблему, следовательно, ее, соблюдая приличия, нельзя замечать, надо не замечать. В театрах, Филармонии и иных концертных залах, вдохновенно прогуливаясь в антракте, у нас принято деликатно обходить нервных барышень, выстраивающихся в очереди перед определенными дверями, не прерывая одухотворенной нити интеллектуальной беседы. Мы устраиваем шумные пивные фестивали, обустраивая их чем угодно, но только в последнюю очередь тем, во что должны были бы пролиться издержки пивного возлияния. Мы трубим на весь мир о великолепии белых ночей, посвящаем им романы и фестивали искусств, зазывая людей гулять по улицам, но вечером, еще засветло, в замках дверей общественных туалетов поворачиваются ключи.
В новостройках общественных туалетов нет вообще. А может быть, дело не в этой стыдливости? Может быть, отцы города просто чрезмерно возвышенно думают о своем народе? Один мой товарищ, значительно старше меня и глубоко уважаемый мной за сильный ум и мудрость, как-то признался, что когда был маленьким, то до того преклонялся перед Лениным, что был абсолютно уверен, что тот туалетом не пользуется, так как ему просто не свойственна нужда в нем. Пусть так, может быть, наш народ и подобен тому Ленину, но интуристы в чем же виноваты?
Впрочем, я не склонен подозревать руководителей города в таком романтизме. И тому есть следующие причины.
Безжалостным следствием названного положения вещей является известный запах наших парадных и подворотен и неприкрытая демонстрация всего того, что его источает. Можно сколько угодно превращать в шутки все неизбежные разговоры на эту тему, но у среднестатистического гостя это не может вызвать ничего, кроме отвращения и брезгливости — брезгливости к Петербургу. Так наш город заработает репутацию не памятника истории и культуры человечества, а лишь продукта его жизнедеятельности. Не думаю, что есть технологии борьбы с укоренившейся распущенностью наших граждан, позволяющей им без всякого мифического стеснения пачкать все и везде, но, по меньшей мере, необходимо прекратить вынуждать их к этому — решение этой проблемы облегчило бы жизнь не только интуристам, но в первую очередь нам самим. Отцы города вполне знакомы с этой проблемой, они, что называется, в теме. Именно они на стоны жильцов этих парадных выдают им свои авторитетные заключения: чтобы всякие посторонние граждане не справляли нужду в ваших парадных, запирайте двери. Увы, это не курьез, это универсальная формула решения многих наших национальных проблем: чтобы отягощенный нуждой гражданин нашел свое спасение не в вашей парадной, а в какой-нибудь другой — запирайте двери. Чтобы однажды утром после студеной ночи не обнаружить на своей лестнице труп замерзшего бомжа — запирайте двери. Если оставленные без ремонта балконы стали падать вместе с жильцами, то надо просто срезать с фасадов все подозрительные балконы и забить балконные двери, то же следует делать и с подозрительными аттиками; если с крыши свисают ледяные глыбы сосулек, целящиеся в затылки беззаботных прохожих, то, чтобы не было беды, надо поставить ограждение (это ничего, что ограждение перекроет подход к парадной или выгонит пешеходов на проезжую часть, — на весь Невский всего один кровельщик, объясняет улыбающаяся дворничиха). Кстати, последнее используется и для решения более капитальных задач — при угрозе падения куска карниза или лепнины фасада. Правда, в отличие от сосулек, эта угроза может сохраняться всесезонно и многие годы подряд, поэтому ограждение рационально выполнить в стационарной форме. Например, на месте троллейбусной остановки на углу Литейного и Невского проспектов оно представляет собой сварную конструкцию из толстых стальных труб, способных противостоять давке, которая характерна на остановках нашего общественного транспорта, да еще в таком месте.
Не всегда отцы города были столь глухи к физиологическим потребностям горожан, ведь когда-то же ныне существующие общественные туалеты появились. Правда, в очень недостаточном количестве — даже днем, пока их двери еще не заперты на ночь, угадать, где они находятся, если не знаешь наверняка (а откуда турист может это знать), практически невозможно. Наверное, тогда, осознав эту проблему, предупредительные власти развесили по городу таблички с указанием адресов ближайших туалетов. Так, на стене дома N 16 по Караванной улице табличка гласит: «Ближайшие туалеты: Садовая, 15, М. Конюшенная, 12, Невский, 20, наб. Фонтанки, 40». Выбор богатый, да только от этой точки до названных пунктов расстояния по кратчайшим путям составят соответственно 0,5; 1,4; 1,4; 0,65 километра по самым различным направлениям. И это самые лучшие показатели, которые только можно найти в городе. Чуть в стороне от Невского они просто обрываются и летят в пропасть. Но и эти показатели можно назвать терпимыми, только если хорошо знать географию, если в названном пункте туалет не закрыт «на технический перерыв» или вообще еще существует. Ибо, как еще год или полтора назад сообщал еженедельник «Недвижимость и строительство Петербурга», к общественным туалетам как объектам недвижимости присматривались предприниматели, привлеченные удачным, как правило, их расположением с целью переориентации их в кафе и модные магазины. Сегодня эти их мечты превращаются в реальность с бешеной скоростью. А что же власти города, призванные соблюдать общественный интерес или, по крайней мере, градостроительные нормативы? Власть безмолвствует. В развитие стратегии «Русская Венеция», а может, даже и к основным положениям грядущего Генерального плана я бы предложил следующий лозунг: «Город для человека, находящегося на улице, должен быть так же благоустроен, как и его собственная квартира». Разумеется, это касается не только сангигиенической тематики, хотя в первую очередь именно ее. Уют и безопасность на улице — это некая твердь, почувствовав которую не только турист может спокойно устремиться к цели своего приезда, но и всякий горожанин может вдруг обнаружить в себе гражданина, и в глазах его, встретивших взгляд гостя города, зажжется самоуважение и уверенность гостеприимного хозяина.
Павел НИКОНОВ, архитектор
Объявления
20 апреля 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 20 апреля в 13.00 !
10 марта 2024 г.
Фестиваль в защиту ВНИИБа «Бумажная весна»!в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 9 марта в 13.00 !
Зданию ВНИИБ угрожает все более реальная опасность сноса, поэтому 10 марта жители окрестных улиц, неравнодушные к сохранению культуры и истории, устраивают фестиваль, посвященный зданию и его эпохе. Приглашаем вас принять участие и помочь сохранить ВНИИБ!
Телеграм-канал фестиваля — https://t.me/vesna_vniib
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»