Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга
Текст обращения в адрес Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге о нарушении конституционного права граждан на доступ к культурному наследию с случае созведения на Дворцовой площади Большого ледового катка.
Аналогичное письмо было направлено в адрес депутата Ковалёва.



Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге
МИХАЙЛОВУ И. П.
от Макарова Александра Борисовича, проживающего по адресу:
---, тел.моб. ---

ЗАЯВЛЕНИЕ
На протяжении ряда последних лет жители Санкт-Петербурга и гости города регулярно сталкиваются с грубым нарушением федерального законодательства об охране культурного наследия, следствием чего стало систематическое нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям России.
Это выражается в том, что красивейшая площадь России, Дворцовая площадь, регулярно превращается в арену дешёвых в эстетическом отношении развлечений и потех, несовместимых с ролью данного объекта как эталона высочайших эстетических идеалов в градостроении и архитектуре. Стало нормой устраивать на площади пивные фестивали, концерты рокмузыкантов и различные развлекательные шоу. Очередным вопиющим фактом нарушения уникальных эстетических и художественных достоинств Дворцовой площади может стать сооружение на ней Большого зимнего катка. Распоряжение Правительства СПб от 10.10.07 № 146-рп, подписанное лично Губернатором В.И.Матвиенко, разрешает возведение и эксплуатацию данного объекта на период с 1 декабря сего года по 15 марта 2008 года.
Вышеприведённые факты стали возможными благодаря введению Правительством Санкт-Петербурга в 2001 году документа под названием «Регламент использования Дворцовой площади и прилегающих к ней территорий». Целый ряд положений, содержащихся в этом документе, противоречит действующему федеральному законодательству об охране культурного наследия, а также рекомендациям ЮНЕСКО в этой области.
В соответствие со статьёй 3 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Дворцовая площадь является ансамблем, как «чётко локализуемая на исторически сложившейся территории группа изолированных или объединённых памятников, строений и сооружений дворцового, общественного, административного назначения». Все здания, формирующие Дворцовую площадь, — Зимний дворец, Александровская колонна, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса, отнесены к памятникам истории и культуры федерального значения. Весь ансамбль является общепризнанным шедевром зодчества, эталоном объёмно-пространственной архитектурной композиции и бесспорно относится к особо ценным объектам культурного наследия России и всего мира.
Несмотря на то, что Дворцовая площадь, как самостоятельный объект культурного наследия не внесён в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», утверждённый Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176, что следует рассматривать как недоразумение и недоработку КГИОП, на неё распространяются требования Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Основы законодательства о культуре» в редакции закона от 09.10.1992 г. № 3612-I, Указ Президента РФ от 30.11.1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», а также Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры в 1972 году, и ряд нормативных документов ЮНЕСКО, носящих рекомендательный характер.
Все вышеперечисленные отечественные и международные нормативные документы возлагают на государственные органы задачу безусловного сохранения уникальных эстетических качеств ансамбля Дворцовой площади, а также задачу обеспечения конституционного права граждан на знакомство с этими качествами и предоставление гражданам возможности удовлетворить свои духовных потребностей посредством освоения упомянутых уникальных эстетических качеств площади.
В частности, пункт 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в качестве целей и задач государственной охраны объектов культурного наследия называет «предотвращение … изменения облика…, нарушения установленного порядка использования, предотвращение других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий».
Возведение на Дворцовой площади любого современного сооружения, и, тем более, «Большого зимнего катка», станет грубейшим нарушением приведённой выше нормы закона.
Во-первых, «Большой зимний каток» и связанные с ним сооружения и оборудование неизбежно и качественно изменят облик площади;
Во-вторых, налицо нарушение порядка использования Дворцовой площади. По смыслу Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ порядок использования объекта культурного наследия должен быть обусловлен особенностями, благодаря которым данный объект отнесён к культурным ценностям и которые являются предметом государственной охраны. Уникальными особенностями Дворцовой площади являются её мемориальное значение, её историческая роль как символа государственной власти и могущества России, а также её исключительные эстетические качества. Дворцовая площадь не относится к спортивным объектам, не задумывалась для массовых развлечений и увеселений и, за исключением последних десяти лет, не использовалась в таком качестве. В этой связи Распоряжение Правительства СПб от 10.10.07 № 146-рп, озаглавленное «О подготовке и проведении в Санкт-Петербурге спортивных мероприятий и массовых катаний на Большом зимнем катке на Дворцовой площади» и формулирующее целью данного проекта «развитие и популяризацию массового спорта» является грубым нарушением порядка использования Дворцовой площади как объекта культурного наследия.
В-третьих, сооружение и эксплуатация Большого зимнего катка создаст реальную опасность «негативных воздействий», которые могут выражаться как в возможности техногенной аварии, связанной с эксплуатацией техники и высокоэнергетического оборудования, так и в увеличении риска проявлений вандализма.
Статья 44 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» чётко формулирует условия, при которых возможно приспособление объекта культурного наследия «для современного использования». Закон говорит, что это могут быть «научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны». Предметом охраны Дворцовой площади является её уникальная объёмно-пространственная архитектурная композиция. Любой новый объект, в том числе временные сооружения, трибуны, объекты малых архитектурных форм, технологическое оборудование, контейнеры, временные туалеты и т.п. – всё это неизбежно нарушит историческую объёмно-пространственную композицию Дворцовой площади.
Грубые нарушения вышеперечисленных норм закона приведут к нарушению права граждан на доступ к культурным ценностям, гарантированное статьёй 44 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 закона от 09.10.1992 г. № 3612-I «Основы законодательства о культуре», т.к. изменение облика Дворцовой площади лишит граждан возможности приобщиться к исходной историко-культурной и эстетической среде, характеризующей ансамбль и составляющей его сущность, и сделает невозможным удовлетворение гражданами их культурных потребностей.
Следует отметить, что статья 9 закона «Основы законодательства о культуре» декларирует: «Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур».
В связи с вышеизложенным, ПРОШУ Вас использовать полномочия, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге», в частности, статьями 2, 10, 15 и 16 этого закона, обратиться в Администрацию Санкт-Петербурга с предупреждением о возможном масштабном нарушении конституционного права граждан, рекомендовать Губернатору Санкт-Петербурга отменить Распоряжение Правительства СПб от 10.10.07 № 146-рп, а также обратиться за поддержкой в этом вопросе к Законодательному Собранию СПб.
А.Б.Макаров
30 октября 2007 г.
Объявления
13 апреля 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 13 апреля в 13.00 !
10 марта 2024 г.
Фестиваль в защиту ВНИИБа «Бумажная весна»!в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 9 марта в 13.00 !
Зданию ВНИИБ угрожает все более реальная опасность сноса, поэтому 10 марта жители окрестных улиц, неравнодушные к сохранению культуры и истории, устраивают фестиваль, посвященный зданию и его эпохе. Приглашаем вас принять участие и помочь сохранить ВНИИБ!
Телеграм-канал фестиваля — https://t.me/vesna_vniib
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»