На обороне. Дома

Антонина Елисеева, координатор движения «Живой город»
«Новая газета», 4 декабря 2014 22:01
«Новая газета», 4 декабря 2014 22:01
Жильцы дома по проспекту Обуховской Обороны обнаружили на подъездах объявления о слушаниях «по вопросу сноса домов»
25 ноября в администрации Невского района прошли слушания по проекту планировки и проекту межевания квартала на левом берегу Невы между проспектом Обуховской Обороны и Перевозной набережной, напротив Большого Смоленского проспекта. Это там, где город планирует построить Большой Смоленский мост, который на правом берегу соединится с улицей Коллонтай.
Накануне жильцы нескольких домов по проспекту Обуховской Обороны обнаружили на своих подъездах анонимные объявления о слушаниях «по вопросу сноса домов». Взволнованные люди пришли в администрацию. О нависшей угрозе они ничего не знали. «Мы только что ремонт сделали, и тут такое!» – возмущались жители.
Чиновники и застройщик поспешили успокоить: слушания касаются только нового дома, который планируют построить на месте старого завода, никто ничего не сносит, и вы, граждане, можете спокойно идти домой. Как написала подконтрольная властям газета, «в ходе обсуждений стало ясно, что горожане ошибочно связывают строительство Большого Смоленского моста, расселение и снос жилых домов с потенциальной возможностью реализации проекта жилого строительства». Действительно ли жители ошибаются, а снос жилых домов (кстати, построенных до 1917 года) – не более чем «потенциальная возможность»?
Представляется, что администрация и застройщик слегка слукавили. Тема публичных слушаний – вовсе не строительство нового дома, а проект планировки и проект межевания всего квартала. Это нормативно-правовой акт, который потом крайне сложно оспорить в прокуратуре и суде, в чем уже убедились на личном опыте жители кварталов «реновации хрущевок». Документ содержит подробную характеристику всего квартала, включая земельные участки всех домов и схему дорог. Участков домов 56, 60 и 68 по проспекту Обуховской Обороны в этом проекте нет!


И это не единственный сюрприз. В материалах слушаний есть транспортная схема в районе будущего моста. Бросается в глаза нестандартное решение развязки с проектируемой левобережной набережной, которая в будущем должна принять на себя основной поток транспорта с проспекта Обуховской Обороны: есть только съезд с моста, а симметричного ему заезда не планируется. Вместо этого примерно в 250 метрах южнее предложено пробить новый извилистый проезд от набережной. На первый взгляд, схема не самая оптимальная – чтобы попасть на мост с набережной, придется сначала вливаться в поток транспорта и ехать пару сотен метров по узкому проспекту Обуховской Обороны, вечно стоящему в пробках в часы пик. Под снос при таком варианте идет вся застройка квартала по проспекту, в том числе и жилые дома, расселение которых ранее не предполагалось генпланом. Зато все подъезды аккуратно обходят территорию находящегося в квартале Невского метизного завода.

Этот завод (Общественный переулок, 5) – старое петербургское предприятие, основанное еще в 1896 г. купцом Аристовым. Теперь истории производства пришел конец – владельцем участка является ООО «СГС», которое с июля 2014 году принадлежит ООО «Новгородская» и ЗАО «Северный город» (обе фирмы входят в холдинг RBI). Эта компания решила построить на месте завода 20-этажный жилой дом. Однако с этим возникла небольшая проблема.
Согласно генплану, территория завода делится на две части. Это зона У (улично-дорожная сеть) и зона Д (общественно-деловая застройка, где могут быть и жилые дома). Зона У была зарезервирована под заезд на будущий мост с проектируемой новой набережной. То есть на застройку участка существуют довольно значительные ограничения.

В проекте планировки, представленном на слушаниях (и разработанном как раз по заказу ООО «СГС»), проблема девелопера решена: жилой дом расположен точно по границе зоны Д, заезд на мост с набережной не сделан, а зона У отдана под придомовую территорию. По словам застройщика, к изменению проекта моста он не имеет никакого отношения и все согласовано КРТИ. Согласование действительно имеется, а вот непричастность застройщика к странной схеме заездов, которая неминуемо приведет к пробкам, вызывает сомнения.
В 2008 году на слушаниях по соседнему кварталу демонстрировалась совсем другая схема подъездов к мосту – обычная симметричная развязка. Заезд на мост проходил через территорию метизного завода, а никакого дополнительного проезда пробивать не собирались. Все пространство между Общественным переулком и садом Крупской было единым огромным кварталом, проект планировки которого много лет разрабатывало ЗАО «Александро-Невская мануфактура».

Однако в 2012 г. в Комитет по градостроительству и архитектуре обратилось уже известное нам ООО «СГС», и часть квартала отдали на проектирование ему. По этому поводу был судебный процесс, и в решении суда прямо говорится о том, что именно эта компания является автором нестандартной схемы заезда на мост: «ООО «СГС» 20.08.2012 представило в комитет эскиз проекта планировки... Предложен вариант схемы транспортного обеспечения территории, предусматривающий пробивку проезда по восточной границе Смоленского сада». Полный текст решения суда можно прочитать здесь.

Выгоды для застройщика очевидны – его участок останется неприкосновенным, а вот расходы по расселению жилых домов лягут на плечи города. При этом все предлагаемые к сносу здания построены до 1917 года, причем дом 60 – редкий для старых петербургских окраин образец стиля модерн, хоть и утративший часть декоративных элементов. И снос тех зданий, которые по генплану находятся за пределами зоны У, – прямое следствие строительства новой высотки.
Чиновники отмахиваются: мол, проект моста еще не готов и параметры неизвестны. Это действительно так. Предпроектом новой переправы через Неву сейчас занимается институт «Гипростроймост – Санкт-Петербург». Предложено три варианта переправы: разводной мост, вантовый высоководный мост и тоннель. В декабре материалы планируется передать в Смольный. Разумно ли в этот момент начинать строить жилой дом впритык к мосту? Ведь если в процессе проектирования в параметрах переправы потребуется что-то поменять, места для этого уже не останется.
Впрочем, до возведения моста дело может и не дойти. Нетрудно догадаться, что крупный холдинг, скорее всего, построит свой дом раньше, чем приступит к строительству город. А дальше многочисленным жителям новой высотки наверняка не захочется жить на магистрали. И начнутся митинги и протесты. Готовы ли к такому развитию событий транспортные чиновники, проектировщики и простаивающие в пробках петербуржцы?
Это уже не первый случай, когда на свободном участке, выделенном для размещения подъездов к новому мосту, появляется новостройка, а для строительства подъездов согласовывается освобождение другого участка, давно застроенного историческими жилыми домами. При этом их расселение будет происходить, естественно, за счет городского бюджета. Именно так получилось с подъездом к мосту через остров Серный, ради которого придется снести дома 46 и 48 по Пионерской улице. Еще недавно рядом было свободное место, где можно было бы проложить дорогу, – но там только что вырос огромный бизнес-центр. В Невском районе пока есть все возможности избежать такого развития событий.