Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга
В Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга
191023, г.Санкт-Петербург, ул. Караванная, 20
Заявители:
Макаров Александр Борисович,
Минутина Юлия Леонидовна,
Веснов Сергей Витальевич,
Заинтересованные лица:
1). Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры,
191011,Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, 1а;
2). Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
190000, BOX (Бокс) 1048, г.Санкт-Петербург,



ЗАЯВЛЕНИЕ
в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании противоправного бездействия органов государственной власти
1. Сооружение на Дворцовой площади Санкт-Петербурга Большого зимнего катка (данное наименование присвоено объекту Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2007 № 146-рп) привело к нарушению следующих наших прав:
— права на доступ к культурным ценностям, гарантированного пунктом 2 статьи 44 Конституции РФ;
— права на приобщение к культурным ценностям, закреплённого статьёй 12 Закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства о культуре»;
— права на культурную деятельность, закреплённого статьёй 8 Закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства о культуре»;
— права на доступ к объектам культурного наследия, закреплённого пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
2. Дворцовая площадь является объектом культурного наследия, памятником истории и культуры России. Это утверждение основано на следующих фактах.
Во-первых, Дворцовая площадь полностью соответствует требованиям, которые предъявляются к объектам культурного наследия Федеральным законом от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствие со статьёй 3 данного Федерального закона Дворцовая площадь является ансамблем, как «чётко локализуемая на исторически сложившейся территории группа изолированных или объединённых памятников, строений и сооружений дворцового, общественного, административного назначения». Все здания, формирующие Дворцовую площадь, — Зимний дворец, Александровская колонна, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса, отнесены к памятникам истории и культуры федерального значения. Весь ансамбль является общепризнанным шедевром зодчества, эталоном объёмно-пространственной архитектурной композиции.
Во-вторых, Дворцовая площадь была прямо отнесена к объектам исторического и культурного наследия федерального значения Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Пункт 2 этого Указа устанавливает, что к объектам исторического и культурного наследия федерального значения относятся памятники истории и культуры, приведённые в приложении № 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР». В упомянутом приложении № 1 в числе прочих памятников государственного значения указан и «Ансамбль зданий Дворцовой площади».
В третьих, Дворцовая площадь, наряду с другими городскими открытыми пространствами, отнесена к архитектурному наследию «Петербургской стратегией сохранения культурного наследия» (абзац 4 главы 11), утверждённой Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 г. № 1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия».
В четвёртых, Дворцовая площадь в 1990 году включена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия в составе номинации «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Таким образом, ансамбль Дворцовой площади Санкт-Петербурга признан объектом культурного наследия не только национального, но и мирового значения.
3. Ансамбль Дворцовой площади является культурной ценностью России. Это следует, в частности, из статьи 3 Закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства о культуре». Данная статья раскрывает понятие «культурные ценности» как «нравственные и эстетические идеалы,…, произведения культуры и искусства, …, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, …, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». Дворцовая площадь полностью подпадает под это определение. Более того, из вышеприведённого определения можно сделать вывод, что ансамбль Дворцовой площади воплощает в себе целый ряд культурных ценностей, а именно:
— нравственные идеалы, связанные со значением Дворцовой площади как исторического и мемориального объекта, прославляющего победу России в Отечественной войне 1812 года, символизирующего государственную власть и могущество России, а также торжество православия. Это идеал патриотизма, идеал памяти и уважения к государственным и военным деятелям России, а также – идеал веры, православия;
— эстетические идеалы красоты и гармонии, которые нашли своё выражение в уникальной объемно-пространственной архитектурной композиции Дворцовой площади, в гармоничной взаимосвязи зданий и сооружений, формирующих ансамбль;
— здания, сооружения и скульптурные композиции, «уникальные в историко-культурном отношении объекты»: Зимний дворец, Александровская колонна, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса, многочисленные скульптуры и скульптурные композиции, украшающие эти объекты.
4. Смысл вышеупомянутого права на культурную деятельность (пункт 1 данного заявления) раскрывается в статье 3 и статье 8 Закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства о культуре». Статья 3 данного закона говорит: «Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей». Статья 8 данного закона устанавливает: «В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина». Таким образом, нашим неотъемлемым правом является освоение культурных ценностей России, и в том числе – вышеперечисленных культурных ценностей ансамбля Дворцовой площади.
Из вышесказанного также следует, что наше конституционное право на доступ к культурным ценностям должно проявляется в возможности приобщения к культурным ценностям и возможности освоения культурных ценностей.
5. Сооружение на Дворцовой площади Большого зимнего катка лишает нас такой возможности. Большой зимний каток представляет собой комплекс из большого числа сооружений, вспомогательных объектов и производственного оборудования. Это – непосредственно каток, почти полностью окружающий Александровскую колонну, павильоны для раздевалок, трибуны, туалетные кабины, технологическое оборудование, автотранспорт. Эксплуатация катка сопровождается мощной иллюминацией и музыкой. Вышеперечисленные факторы полностью лишают нас возможности приобщиться к нравственным и эстетическим ценностям, носителем которых является ансамбль Дворцовой площади и которые были перечислены в пункте 3 данного заявления. Коммерческая цель и чисто развлекательный характер мероприятий на Большом зимнем катке несовместимы с высокими нравственными идеалами, воплощёнными в данном ансамбле. Сооружения и объекты Большого зимнего катка полностью изменили исторический облик площади, изуродовали её объёмно-пространственную архитектурную композицию, радикально нарушили зрительное восприятие всех охраняемых памятников истории и культуры, составляющих ансамбль Дворцовой площади. В результате этого мы лишены возможности воспринимать (осваивать) ансамбль Дворцовой площади в том его качестве и с теми его достоинствами, благодаря которым ансамбль и каждый его элемент в отдельности отнесены к культурным ценностям России и всего мира. Таким образом, налицо нарушение нашего конституционного права на доступ к культурным ценностям ансамбля Дворцовой площади.
6. На ансамбль Дворцовой площади, как на объект культурного наследия и культурную ценность России распространяются требования следующих нормативно-правовых актов и документов:
— Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— Решения Исполкома Ленсовета от 30.12.1988 г. № 1045 «Об утверждении границ объединённых зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Ленинграда»;
— Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 г. № 1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия».
Сооружение Большого зимнего катка привело к нарушению целого ряда требований, содержащихся в данных документах.
6.1. Пункт 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ в качестве целей и задач государственной охраны объектов культурного наследия называет «предотвращение … изменения облика…, нарушения установленного порядка использования, предотвращение других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия,…». Как было указано выше (п. 6 данного заявления), Большой зимний каток существенно изменил облик площади. Кроме того, сооружение Большого зимнего катка является нарушением порядка использования Дворцовой площади. По смыслу Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядок использования объекта культурного наследия должен быть обусловлен особенностями, благодаря которым данный объект отнесён к культурным ценностям и которые являются предметом государственной охраны.
6.2. Статья 44 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ чётко формулирует условия, при которых возможно приспособление объекта культурного наследия «для современного использования». Закон устанавливает, что это могут быть «научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны». Уникальными особенностями, составляющими предмет охраны Дворцовой площади, являются её мемориальное значение, её историческая роль как символа государственной власти и могущества России, а также её исключительные эстетические качества, объемно-пространственная архитектурная композиция. Выше было доказано (п. 5 заявления), что сооружение катка привело к изменению этих особенностей Дворцовой площади.
Дворцовая площадь не относится к спортивным объектам, не задумывалась для массовых развлечений и увеселений и до середины 90 –х годов XX века не использовалась в таком качестве. В этой связи Распоряжение Правительства СПб от 10.10.07 № 146-рп, озаглавленное «О подготовке и проведении в Санкт-Петербурге спортивных мероприятий и массовых катаний на Большом зимнем катке на Дворцовой площади» и формулирующее целью данного проекта «развитие и популяризацию массового спорта» является грубым нарушением порядка использования Дворцовой площади и противоречит статье 44 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ.
6.3. Статьи 35 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ требует: «Проектирование и проведение … строительных, … хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения». Как было указано выше, сооружение «Большого зимнего катка» нарушает целостность ансамбля Дворцовой площади.
6.4. Статья 52 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ устанавливает условия пользования объектом культурного наследия.
Пункт 1 данной статьи говорит: «Физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включённым в реестр ,….,если это не ухудшает состояния указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц». Выше было доказано, что Большой зимний каток наносит вред историко-культурной среде ансамбля Дворцовой площади и нарушает наше конституционное право на доступ к культурным ценностям ансамбля.
Пункт 2 данной статьи устанавливает: «Использование объекта культурного наследия … с нарушением настоящего Федерального закона … запрещается».
Пункт 3 данной статьи еще более жестко конкретизирует: «Объект культурного наследия, включённый в реестр, используется с обязательным выполнением следующих условий: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте». То обстоятельство, что ансамбль Дворцовой площади не включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия не может рассматриваться как причина, по которой требования статьи 52 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ не распространяются на данный памятник истории и культуры, так как вышеназванный реестр вообще не разработан до настоящего времени.
6.5. Решением Исполкома Ленсовета от 30.12.1988 г. № 1045 «Об утверждении границ объединённых зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Ленинграда» установлена Объединённая охранная зона памятников истории и культуры, на которую распространяются требования «Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР», утверждённой Приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 г. № 33. В частности, пункт 3.1.2. данной Инструкции устанавливает: «В охранной зоне и на территории памятника сберегается исторически ценная система планировки, …, сохраняются соответствующие памятнику среда и ландшафт, обеспечивается наиболее полное выявление достоинств памятника, благоприятные условия его обзора». Большой зимний каток нарушил это требование, а также требования, содержащиеся в пункте 3.1.4.
6.6. Постановление Правительства СПб от 01.11.2005 г. № 1681 пунктом 2 требует от исполнительных органов власти Санкт-Петербурга руководствоваться в своей деятельности Петербургской стратегией сохранения культурного наследия (далее Стратегией). В главе 11 Стратегии формулируются требования к открытым городским пространствам, в том числе к архитектурным ансамблям: «Недостаток гармонии, игнорирование традиций, перегруженность пространства могут породить проблемы восприятия, потерю чувства безопасности и комфорта, сделать открытое пространство непривлекательным и недружественным. Визуальная деградация возникает и в результате нагромождения технических средств рекламы (рекламные щиты, пилоны, знаки и т.п.). Недопустимы подобные искажения основных площадей и видовых панорам (пространство Большой Невы до Литейного моста, наб. р.Мойки, наб. р.Фонтанки, наб. кан.Грибоедова, Марсово поле, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая пл., пл.Островского, Казанская пл., пл.Декабристов, Театральная пл., пл.Труда)». Большой зимний каток является именно таким «недопустимым искажением» Дворцовой площади.
7. Действующие нормативные правовые акты возлагают на государственные органы задачу обеспечения сохранности объектов культурного наследия, в том числе, ансамбля Дворцовой площади, а также задачу обеспечения возможности реализации гражданами их конституционного права на доступ к культурным ценностям, в том числе, на доступ к культурным ценностям ансамбля Дворцовой площади.
В частности, статья 30 закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства о культуре» устанавливает: «Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ». Статья 38 вышеназванного закона устанавливает: «К совместному ведению органов государственной власти и управления Российской Федерации и субъектов Федерации в области культуры относятся:
— обеспечение прав и свобод человека в области культуры;
— обеспечение сохранности культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, …».
7.1. Федеральным органом, обеспечивающим охрану культурного наследия, является Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура). Её полномочия регламентированы «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 06.06.2007 г. № 354. Пункт 4 данного Положения устанавливает, что Россвязьохранкультура осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Федерации. Положение возлагает на Россвязьохранкультуру контроль и надзор «за сохранением, использованием, … и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (пункт 5.3.1.7.); « за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов культурного наследия федерального значения, включая контроль за состоянием таких объектов» (пункт 5.3.1.12.); «выдает в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, письменные предписания о приостановлении … строительных, …, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность» (пункт 5.15); «выдает предписания о прекращении действий, влекущих повреждение, … объекта культурного наследия, а также изменение его облика» (пункт 5.16) ; «в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений» (пункт 6.6).
Россвязьохранкультура не выполнила перечисленные выше требования, не использовала предоставленные ей полномочия, не пресекло нарушение законодательства об охране культурного наследия на Дворцовой площади и, тем самым, допустило нарушение нашего конституционного права на доступ к культурным ценностям.
7.2. Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, ответственным за сохранение, использование и государственную охрану объектов культурного наследия, является Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Полномочия КГИОП регламентированы «Положением о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры», утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 г. № 651. Пункт 3.26. возлагает на КГИОП требование: «Осуществлять государственный контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства об охране объектов культурного наследия, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проектировании и проведении … строительных, …, хозяйственных и иных работ, а также хозяйственной деятельности». КГИОП не выполнил возложенных на него задач и своим бездействием допустил нарушение законодательства об охране культурного наследия на Дворцовой площади, а также допустил нарушение требований Петербургской стратегии сохранения культурного наследия. Это привело к нарушению нашего конституционного права на доступ к культурным ценностям.
Таким образом, противоправное бездействие Россвязьохранкультуры и КГИОП привело к нарушению нашего конституционного права на доступ к культурным ценностям ансамбля Дворцовой площади.
Просим учесть, что статья 9 Закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства о культуре» устанавливает: «Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур».
Сообщаем, что нам стало известно о нарушении наших прав 1 декабря сего года, в день начала работы Большого зимнего катка на Дворцовой площади.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьями 40, 245, 246, 247, 254, 255 и 256 ГПК РФ,
ПРОСИМ
Признать наше заявление обоснованным, обязать Россвязьохранкультуру и КГИОП устранить допущенное нарушение наших прав, в том числе нашего конституционного права на доступ к культурным ценностям ансамбля Дворцовой площади, потребовать незамедлительного прекращения работы Большого зимнего катка на Дворцовой площади, его демонтажа и удаления с территории Объединённой охранной зоны Санкт-Петербурга.



А.Б.Макаров
Ю.Л.Минутина
С.В.Веснов
Объявления
20 апреля 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 20 апреля в 13.00 !
10 марта 2024 г.
Фестиваль в защиту ВНИИБа «Бумажная весна»!в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 9 марта в 13.00 !
Зданию ВНИИБ угрожает все более реальная опасность сноса, поэтому 10 марта жители окрестных улиц, неравнодушные к сохранению культуры и истории, устраивают фестиваль, посвященный зданию и его эпохе. Приглашаем вас принять участие и помочь сохранить ВНИИБ!
Телеграм-канал фестиваля — https://t.me/vesna_vniib
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»