Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга
В конце недели в Петербурге, жители которого известны своим трепетным отношением к архитектурному наследию, разразился очередной градозащитный скандал. Жители зафиксировали снос одной из исторических краснокирпичных построек 1903 года, входящих в обладающий признаками объекта культурного наследия Комплекс зданий Хозяйственной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и формирующей ценный пристанционный ансамбль. Ситуацией заинтересовался председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, была инициирована проверка.
Заказчиком сноса является компания “Российские железные дороги”. К сожалению, структура, некогда имевшая безупречную репутацию, за последние годы стала прочно ассоциироваться с варварской политикой по отношению к объектам культурного наследия и историческим зданиям, а также дореволюционным объектам инфраструктуры, нещадно стираемым с железнодорожных карт России. Эта ужасающая ситуация характерна для всех регионов России, однако в наших сердцах наибольшей болью отзываются случаи разрушения исторического наследия на Северо-Западе.
В погоне за оптимизацией расходов бездумному разрушению подвергаются как объекты культурного наследия и их интерьеры, так и незащищенные законом исторические вокзалы. В прошлом году невосполнимой утратой для жителей Токсово стал вероломный снос вокзала, являвшегося последним ярким и сохранившимся почти без утрат образцом северного модерна, пассажирами которого были Даниил Хармс, Самуил Маршак, Александр Грин, Анна Ахматова. В ближайших планах РЖД разрушить целый квартал исторической застройки на Лиговском проспекте — Склады северного страхового общества Кокоревых, а также Фарфоровский мост: последний многоарочный дореволюционный путепровод, известный как Железнодорожные ворота Петербурга. Именно он первым “встречает” поезда из Москвы на въезде в город.
Потери Петербурга в необъявленной войне РЖД истории города стабильны и невосполнимы. За последние годы были разрушены депо для омнибусов на ул. Шкапина, исторические интерьеры (с последующей заменой на пластик) объектов культурного наследия — вокзалов станций Удельная и Ланская, историческое служебное здание вокзала в Левашово. Все это — лишь самые свежие примеры, касающиеся только последних лет.
В Ленинградской области ситуация обстоит еще хуже. В 10-х годах там начался бум сносов. «Новый начальник Октябрьской дороги во время разъездов даёт указания снести любые старые здания, которые он замечает. Снос обычно происходит в течение 2-3 дней после этого. Никаких предупреждений не вывешивается, никаких согласований не проводится, просто с помощью тяжелой техники сносят здания за считанные часы», — констатируют краеведы Гатчинского района. Именно на их долю выпал самый шокирующий снос, ставший чудовищным олицетворением противопоставления «до и после». В 2016 году в Семрине был в два часа уничтожен деревянный вокзал, построенный в 1906 году в стиле модерн. Благодаря своему богатому убранству он бесспорно заслуживал статуса объекта культурного наследия, но по трагическому стечению обстоятельств его не имел. Вокзал являлся последним в уже упомянутой Петербургской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Впоследствии на его месте был поставлен обшитый сайдингом ларек с вывеской «Станция Семрино». В 2019 году зашито металлопрофилем поверх исторической кладки уникальное паровозное депо с поворотным кругом станции Любань, построенное в 1852 году и являвшееся жемчужиной маршрута «Государева дорога».
К сожалению, масштабы сносов исторических вокзалов, демонтажа элементов исторической инженерной сети со стороны РЖД нарастают как снежный ком. С каждым годом все больше деревянных и краснокирпичных станций, переживших Российскую империю, гражданскую и Великую отечественную войны, в нашем регионе — блокаду, безжалостно вымарываются с карты железных дорог России. На их месте либо остаются пустыри, а названия станций и полустанков вычеркиваются из истории, либо вырастают пластиковые короба-уродцы. Каждый такой снос вызывает протесты жителей и краеведов, но в своем бесконечном одиночестве они остаются неуслышанными.
Поэтому от лица градозащитного движения Петербурга и Ленинградской области мы обращаемся к коллегам-градозащитникам всей страны. Всех, кому небезразлична наша история, мы призываем поддержать наше открытое письмо к РЖД с требованием остановить разрушение ценнейшей сохранившейся еще со времен Российской империи инфраструктуры: деревянных и краснокирпичных вокзалов, многие из которых являются памятниками и обладают редкими интерьерами, светофоров, практически нигде уже не используемых прожекторных и прочих объектов.
История Российских железных дорог — это история России. Ее варварское уничтожение никогда не будет оправдано «оптимизацией расходов». Остановить его — наш долг!
Движение «Живой город»
Движение SOS снос
Фонд «Голодай»



Объявления
20 апреля 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 20 апреля в 13.00 !
10 марта 2024 г.
Фестиваль в защиту ВНИИБа «Бумажная весна»!в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 9 марта в 13.00 !
Зданию ВНИИБ угрожает все более реальная опасность сноса, поэтому 10 марта жители окрестных улиц, неравнодушные к сохранению культуры и истории, устраивают фестиваль, посвященный зданию и его эпохе. Приглашаем вас принять участие и помочь сохранить ВНИИБ!
Телеграм-канал фестиваля — https://t.me/vesna_vniib
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»