Вокзал станции Горская
Старинному зданию вокзала в Горской — одному из всего двух сохранившихся исторических вокзалов Приморской железной дороги — грозит уничтожение.
22 декабря прошлого года к зданию неожиданно подогнали тяжелую технику — экскаватор, «Камаз» с пухто. Осуществить снос планировалось без всякой разрешительной документации. Жители вызвали на место полицию, провели стихийный народный сход и сообщили демонтажникам, что не позволят осуществить незаконный снос одной из главных достопримечательностей Горской.
В настоящее время работы временно остановлены. Подано заявление в КГИОП на признание вокзала в Горской выявленным объектом культурного наследия. В ответ на обращения жителей подключился Следственный комитет, его глава Александр Бастрыкин поручил провести проверку.
Тем не менее, остается высокая вероятность, что демонтажники вернутся сразу после новогодних праздников.
3 января на площадке перед вокзалом станции Горская состоялись новогодние гуляния с краеведческими экскурсиями и глинтвейном. Мероприятие продолжалось два часа и в общей сложности собрало до 40 человек.
* * *
* * *
Аркадий Юрьевич Николаенко :
Очень обидно за заслуженное здание. Постройки 1894 года, это здание — одно из двух, сохранившихся со времён самого Авенариуса. (Сестр. вокзал и вокзал в Горской). Сохранились также ещё два старинных здания Приморской дороги, но построенных уже позднее, когда дорога перешла в управление казны, где-то в 1905-1907 г.г. (Дом для рабочих ж.д., у переезда в Сестрорецке и дом для паровозных бригад в Озерках). Аналог здания Горской — бывшее здание вокзала в Лисьем Носу (Раздельной), снесённое при устройстве путепровода в середине 80х.
Трудно установить автора проекта, поскольку при передаче дел в казённое управление выяснилось, что вообще почти никаких чертежей как зданий, так и самой дороги нет. Поэтому предположительно строил сам Авенариус. В то же время достаточно похожий внешне проект здания уже к тому времени существовал — станция Тайцы Балтийской железной дороги, однако планировка зданий различалась. Особенностью расположения Горского вокзала было возвышенное место, откуда открывался широкий вид на просторы Финского залива. Изначально станция носила название «Лисий Нос», по названию деревни, при которой была построена, но всего год спустя была переименована в Горскую. Остановка была именно станцией на однопутной дороге, и располагала разъездом, а также товарным тупиком. Удивительно, что с тех давних пор здание сохранилось почти в неизменном виде, и только внешняя обшивка скрывает сейчас его подлинные стены.
Мне представляется, что Горская была одной из самых красивых станций Приморской дороги. Маленькая, но очень уютная, с залом ожидания, с пристоенным позднее тамбуром со стороны платформы (открытое место в период межсезонья хорошо продувалось со стороны залива). Две печи позволяли удерживать в доме тепло. На высоком флагштоке реял флаг МПС. Не случайно мастерская «Знак» выбрала это здание в качестве образца для одного из своих железнодорожных макетов.
Модель ж.д. станции в масштабе 1:120 мастерской «Знак», прототипом которой послужил вокзал в Горской.
2013 год, конструктор Михаил Алехин.
Модель ст. Горская украшает макеты любителей железнодорожных моделей по всему миру!
При бережном отношении это здание могло бы стать одной из главных достопримечательностей посёлка, не слишком богатым на сохранившиеся архитектурные шедевры, если не считать, разве что, дачу Ф.Ю.Кана. Но железнодорожное ведомство не интересуют ни исторические здания, ни сохранение памяти, ни мнение жителей. Раз нет обременения КГИОП, значит что хочу то и ворочу, тем более, что здание находится в землеотводе дороги. Нет древней избушки — и нет проблем. А не то не дай Бог КГИОП спохватится, или ВООПИК — очередная проблема, наподобие Сестрорецкого вокзала. Попытки сдать в аренду горское здание хорошо не кончались: ни магазин, ни шиномонтаж, ни «пивная станция» так и не получили постоянной прописки. Вот и чешутся руки «ломать, крушить, рвать на части», как пелось в одной старой детской постановке. Мы же — не в Финляндии, где к старинным домам, и к вокзалам в частности, люди проявляют такое же уважение, как к членам собственных семей.
И если всё, что готовит нам «Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов» РЖД — это политика выжженной земли, то грош цена такой концепции. Вот как здание могло бы выглядеть при бережном подходе к его сохранению: