Трамвайный парк №2 на Васильевском острове и Музей электротранспорта Санкт-Петербурга.
Памятник истории и культуры регионального значения планировалось радикально реконструировать. Инвестор – структура венгерской компании TriGranit, – с многочисленными нарушениями спроектировала на месте исторических «вагонных сараев» коммерческую недвижимость, конгресс-центр, телефабрику и концертный зал (Дворец искусств).Под угрозой окончательной ликвидации оказался старейший в городе трамвайный парк. Статус памятника некогда имела вся историческая территория, по проекту же сохранялись только фрагменты застройки: половинки цельных депо.
Тревожна была и судьба Музея электротранспорта, который сейчас полностью занимает два из трёх зданий депо. Коллекция музея вызывает интерес не только у петербуржцев, но и далеко за пределами России. Регулярным стало участие ретро-подвижного состава в памятным мероприятиях и творческих встречах. Экспозицию, состоящую из 63х экспонатов (трамваи и троллейбусы), предполагалось значительно сократить, а нереставрированные вагоны просто порезать на металлолом.
В конце ноября 2011 г. губернатором Г.С. Полтавченко строительство т.н. «Дворца искусств» было отменено.
Дата постройки:
1906 -1908 гг., гражд. инж. Ф.О. Тейхман, Л.Б.Горенберг, инж. А.Г.Коган;
1913 -1915 гг. – гражд.инж.А.А.Ламагин.
Здания Василеостровского трампарка возведены в формах кирпичного модерна, они принадлежат к ранним образцам применения прогрессивных железобетонных и металлических конструкций. Каждое из трёх зданий депо делится пополам на два так называемых «полусарая» поперечной капитальной стеной с 8 проездами. Два административных здания (1908 и 1915 года постройки) формируют фронт застройки по Среднему проспекту.
Василеостровский был единственным из парков, выстроенных в течение первой очереди в полном объеме и работавшим исключительно как трамвайный. 16 (29) сентября 1907 г. именно из стен Василеостровского парка вышел первый в С.-Петербурге трамвай. Во время Великой Отечественной войны трампарк им. А.П.Леонова работал наряду с другими. 29 сентября 1967 г. в южном депо трампарка был открыт музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. Здесь проводилась не только демонстрация ретро вагонов, но их реставрация. В 2002 г. Музей трамвайного парка пополнился экспозициями закрытых парков №4 и № 6. 15 марта 2003 г Трамвайный парк №2 полностью прекратил эксплуатационную деятельность, однако и сейчас здесь базируются линейные вагоны 6-го маршрута. На его территории находится и Музей СПб ГУП «Горэлетротранс» с ретровагонами различных типов — всего 63 единицы.
17 декабря 2010 г.
Пикет «ЗА МУЗЕЙ – ЗА ТРАМВАЙ».
18 мая 2011 г.
Всемирный день музеев: пикет у Музея городского электротранспорта.
Обзор ситуации на 2011 год:
Инвестор – структура венгерской компании TriGranit, – с многочисленными нарушениями проектирует на месте исторических «вагонных сараев» коммерческую недвижимость, конгресс-центр, телефабрику и концертный зал (Дворец искусств). Несмотря на существенный размер предоставленного городом участка, планируется снести части уникальных дореволюционных депо и сократить Музей электротранспорта. При этом концепция концертного зала «раздута» огромными пространствами рекреационных зон и фойе, составляющих порядка 20 000 м2;. Инвестор проводит «расчистку» территории для коммерческого строительства помимо концертного зала, с последующим «выкачиванием» многомиллиардных сумм из городского бюджета по схеме государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Правительство Санкт-Петербурга в начале 2011 года объявило конкурс на строительство. Поступила единственная заявка — от ЗАО «Инвест-строй» (принадлежит TriGranit). Конкурс признан несостоявшимся, но заявка соответствует требованиям предварительного отбора, по данным КИСП, уже в апреле 2011 года будет подготовлено решение о заключении соглашения с этой компанией. В рамках соглашения о ГЧП, рассчитанном на 11 лет, инвестору возвратят 9,5 млрд рублей инвестиций. Проект курирует лично вице-губернатор Алла Манилова.
За сохранение исторического наследия (три цельных здания депо и коллекции музея) в полном объёме высказались: председатель Союза музеев России М.Б. Пиотровский, Союз учёных Санкт-Петербурга, Институт проблем транспорта им. Соломенко, СПб отделение Всероссийского общества охраны памятников, РОД «Петербуржцы – за общественный транспорт» и другие градозащитные сообщества. Несмотря на обращения в прокуратуру и многочисленные акции протеста, начавшиеся ещё в 2009 году, амбициозный проект мастерской М.Мамошина не претерпел изменений, а любое упоминание в СМИ подавляется (например, репортаж «Вестей» был снят с эфира).
Концепция архитектурной мастерской Мамошина | |
Альтернативная концепция |
НОВАЯ ГАЗЕТА
«Телефабрика мыльных пузырей. Маниловские планы ставят под угрозу существование старейшего трамвайного парка»:
http://www.novayagazeta.spb.ru/2011/09/2/
«Телефабрика мыльных пузырей. Маниловские планы ставят под угрозу существование старейшего трамвайного парка»:
http://www.novayagazeta.spb.ru/2011/09/2/
Страница на сайте СПб отделения ВООПИиК:
http://www.voopik.spb.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=16&id=116&Itemid=59
http://www.voopik.spb.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=16&id=116&Itemid=59
Материал подготовлен Виктором Туралиным